logo
PhilLecR

Вопрос 4. Общественно-историческая сущность сознания

а) Универсальной, всеохватывающей материальной формой бытия сознания является прежде всего сам процесс материального производства, а также его продукты.

Под воздействием сознания создаются машины, орудия труда, средства производства.

Сознание превращается в вещественную чувственно-предметную деятельность людей. Любой продукт труда есть результат мысли создателя.

История материального производства это история развития сознания в вещественной форме.

б) Процесс развития сознания как социо-культурного явления тесно связан с развитием языка. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для нас самих действительное сознание».

Знаковую функцию материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. Так, предмет, который заключает в себе определенный смысл для людей одной культуры, людьми другой культури будет восприниматься как обычный.

Разпичной является и степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием. Например, из древних рисунков возникли знаки письменности, но в развитом письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще.

При осуществлении маково-символической функции связанный с ней смысл, выражающий определенное содержание сознания, носит идеальньй характер.

Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей єсть необходшюе условие ее организации и воспроизводства.