logo
PhilLecR

1) Биографические данные:

а) Григорий Савович Сковорода - родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Лубенского полка Киевского наместничества в семье малоземельного казака . В 1734 году он поступает в Киево-Могилянскую академию, учится в ней с перерывами 10 лет. В 1745 году его зачисляют в дипломатическую миссию, побывал в разных государствах. С 1750 года работает преподавателем поэтики в Переяславской семинарии, домашним учителем у помещика, преподавателем Харьковского коллегиума. С 1769 года и до смерти по 1794 год странствовал без постояннгого места жительства.

б) В странствиях шлифует свой философский ум, сближается с народом, изучает фольклор, легенды.

  1. Основные философские труды Г.С.Сковороды: «Наркис. Разглагол пяти путников о том, узнай себя», «Разговор пяти путников о истинном счастье в жизни ( Разговор дружеский о душевном мире)», «Диалог. Имя ему - Потоп змиин». Последняя работа - итог его философских воззрений. Умер в Орловской губернии в имении своего друга А.Ковалинского. На мсогиле этого одинокого при жизни человека было написано: «свит ловыв мене, та не впиймав».

  2. Философия Г.Сковороды:

а) Г.Сковорода - вольный религиозный мыслитель; считал, что истина - в Боге;

б) Сформировал позицию философского пантеизма: « Весь мир ,- писал он,- состоит из двух натур: одна - видимая, другая - невидимая. Видимая натура называется

в) Тварь, а невидимая - Бог. Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит».

г) Он хорошо знал философию Платона, Аристотеля, Эпикура, Филона, Плутарха, Сенеки, богословскуфилософию.

д) В философской онтологии считал, что реальность - это гармоничное единство трех миров: макрокосмоса (великого мира), микрокосмоса (человека - светика) и символического мира или Библии. Каждый из этих миров есть единство двух, натур - видимой (внешней) и невидимой (внутренней).

е) В философской гносероргии - это учение про «сродну працю», т.е., профессия по призванию; «Учение о сердце»- это связь с «Всемирным разумом», исследовал философию равенства, самознания; его философия ориентировала человека на мир, где «всякому городу нрав и права»- идеи ценности индивида, права человека на личный выбор, философия этики; развивал основне черты украинской философии - атеизм, кордоцентризм, экзистенциализм, его философия направлена на природу и социальные явления.