logo
PhilLecR

Раздел III

Философская онтология (учение о бытии)

Лекция 21

«Проблема бытия в истории философии и науки»

План:

I. Бытие как философская проблема

2. Этапы развития философской онтологии

Вопрос I. Бытие как философская проблема

Конкретно-истерический способ бытия.—Танатология.—Тропы бытия: был или иметь; бытие как самореализация бытие как долженствование. — Возникновение и внутренвдя логика развития проблемы бытия. — Парадокс Парменида: «Сущее есть, несущего нет».—Бытие как трансцендирование (Платон).—Раntо гei — бытие как становление. — Бытие как реальный процесс жизнедеятельности.

1) Личиостно-индивидуальный смысл проблемы бытия. а) Актуальность проблемы:

-Проблема бытия во все времена была исходной для философов всех школ и направлений (изучавших как безличные всеобщие первоначала, так и смысл и разнообразие окружающего мира);

- Бытийственные проблемы стоят в центре современной жизнедеятельности человечества, указывая смысложизненные ориентации философии: экологическая катастрофа, научно-технический прогресс, ядерная угроза.

Nb: Проблематичность бытия постигается не только в его процессуальном измерении, но и дискретно (сиюминутно распадаясь на индивидуальные события, обнажая напряженность реального существования).

nb: Однако строгая упорядоченность и размеренность существования, унифицированный резким, рациональная целесообразность не есть ключ к разгадке смысложизненной тайны бытия. Бытие как единообразие и монотонность, организация типологически идентичного,-сложная проблема, а не идеал бытия,

б) Историко-философский экскурс:

- Гегель в качестве выхода авторитетно видел

надличностный идеал миросозерцания - уход в бытие, в повседневные заботы и интересы, самодовольство мнений и постижение всеобщего через идеалы и желания.

- М. Хайдеггер, с не меньшей убедительностью заявил,

что исследование бытия предпочтительно начинать с анализа его как «заурядной повседневности», «ощущения радикального затруднения жизнью».

- У Маркса дефиниция бытия однозначна: «Бытие людей есть реальный процесс их жизни».

в) Бытие как система «хаос-порядок»:

Э. Шредингер (физик-теоретик) тайной бытия живого считает процесс упорядочивания -

уменьшения энтропии. Все живое снижает собственную энтропию, укрощает хаос, извлекает упорядоченность из окружающей среды, в отличие от «естественного стремления вещей приближаться к хаотическому состоянию». Живой организм как бы «питается отрицательной энтропией, поддерживая себя на постоянном и достаточно низком уровне энтропии».

Вл. Соловьев, наш соотечественник, предельным основанием и целью человеческого бытия провозглашает добро, творимое каждый раз во имя спасения души.