logo
PhilLecR

4. Закон достаточного основания:

а) суть закона: всякое верное положение должно быть обо­ снованным;

б) требование закона: исходные посылки суждения должны быть истинными;

в) предписания данного закона:

г) пределы закона достаточного основания:

Принцип "универсального сомнения": этот принцип был сфор­ мулирован французским философом и математиком Рене Де­картом и оказал революционизирующее влияние почти на все сферы человеческий жизни. Суть этого принципа заключена в следующих словах Р.Декарта: "Нас отвлекает от истинного познания множество предрассудков. Очевидно, мы можем избавиться от них лишь в том случае, если хоть раз в жизни постараемся усомниться во всех тех вещах, в отношении которых мы питаем хотя бы малейшее подозре­ние".

Немецкий мыслитель Г.В.Лейбниц конкретизировал этот принцип и оставил после себя положение, ко­торое как раз и называет "законом достаточного ос­нования". Этот закон звучит так: "Ничто не должно утверждаться без основания и даже... ничто не дела­ется без основания". То есть основания своей дея­тельности, по Лейбницу человек должен находить среди положений, истинность которых ранее установлена и которые, в конечном счете, имеют опыт­ное происхождение.

Неуниверсальный характер "закона достаточного основания".

Вопреки заявлению Лейбница "закон достаточного основа­ния" не является универсальным. Первостепенное значение он име­ет для таких сфер, как наука, техника, управление. Здесь действи­тельно ни одно утверждение, проект или директива не могут быть приняты без достаточного на то основания, то есть истинного поло­жения, которое его определяет.

И наоборот, в таких сферах, как религия или искусство, за­кон достаточного основания теряет свою силу. Вера как основа ре­лигиозного сознания есть антипод сомнения и не требует обоснова­ния исходными положениями. Художественное творчество опирает­ся на суждения о возможности, которые являются необязательно истинными.

Таким образом, мы рассмотрели четыре закона логики и по­знакомились с основными понятиями данной темы.