logo
PhilLecR

Вопрос 1. Научное знание, его специфика

а) Наука как форма познания возникла в Новое время в ХVI-XVII вв. в момент становления капиталистического способа производства,

= уникальность,

= персонифицированность,

= дисциплинированность,

= демократизм,

= коммуникабельность.

= фундаментальные, характеризующиеся отсутствием прямой ориентации на практику;

= прикладные, характеризующиеся непосредственным применением результатов для решения каких-либо проблем, б) Основные особенности научного познания.

- Основной задачей научного познания является выведение

объективных законов действительности, законов мышления, познания.

- Целью научного познания является раскрытие объективной

истины, постигаемой рациональными методами. Следовательно, для научного познания характерна объективность.

- Научное познание характеризуется доказательностью, обоснованностью результатов, достоверностью выводов,

в) Специфика познания социальных явлений.

Одним из своеобразных видов научного познания является социальное познание, содержащее два аспекта: любое познание всегда социально; один из видов научного познания, предмет которого — социальные явления и процессы.

Науке предшествует преднаука (доклассический этап), где рождаются элементы (предпосылки) науки (зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме). Именно преднаука и является исходным пунктом естествознания.

Наука в своем становлении прошла три основних этапа:

= классический,

= неклассический,

= постнеклассический (современный).

Классическая наука (ХVI-Х1Х вв.) стремилась элиминировать все, относящееся к субъекту, средством ее деятельности.

Неклассическая наука (нач. XX в.) характеризуется разработкой релятивистской и квантовой теории, опровержением объективизма классической науки.

Постнеклассическая наука (вторая половина XX в.) характеризуется включенностью субъективной деятельности в «тело знания».