logo
PhilLecR

Г и е — самые слабые звенья в коллективе

.

Звезда" — А — авторитет, лидер, однозначно признанный

РАЗДЕЛ VI

ДИАЛЕКТИКА И

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

ЛЕКЦИЯ 33

ДИАЛЕКТИКА (часть I)

План:

I. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии мира, как метод мышления и практического действия.

  1. Общая характеристика.

  2. Разновидности диалектики и альтернативне методы мышления (метафизика, консерватизм, реформизм, конформизм, эволюционизм, релятивизм).

II. Универсальные структурные связи бытия.

  1. Общая характеристика,

  2. Отражение структурной упорядоченности мира в категориях единичное и общее, часть и целое, элемент и система, форма и содержание, структура и функция, явление и сущность, порядок и хаос.

III. Связи детерминации и их отражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

  1. Общая характеристика,

  2. Концепция детерминизма: однозначный вероятный детерменизм, внешние и внутренние каузальные связи, самодетерменизация.

3.Детерменизм и проблема свободы воли личности.

Вопрос 1. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ ОБ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ МИРА, КАК МЕТОД МЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

1. Общая характеристика.

а)Определение: Диалектика (греч. dialeganai — веду беседу)

- наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.

б)Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история. Еще античная философия подчеркивала изменчивость всего сущего; поняла действительность как процесс;

первоначально термином «диалектика» обозначались:

= способность вести спор посредством вопросов и ответов: = искусство классификации понятий;

Аристотель показал отличие диалектики как науки о вероятных мнениях от аналитики как науки о доказательствах;

Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменимое. Бытие заключает в себе противоречие.

в философии феодального общества (схоластика) диалектикой называли формальную логику, противопоставленную риторике;

в эпоху Возрождения Бруно выдвинул идею о «совпадении противоположностей»;

в XVIII в, во Франции Руссо исследует противоречия как условия исторического развития, а Дидро — противоречия в общественном сознании;

важнейшим в развитии диалектики стал неметкий классический идеализм, рассматривавший действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности;

первым ушел от метафизического понимания Лейбниц. Он создал учение о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания;

Кант указал на значение противоположных сил в физическом и космологическом

Кант указал на значение противоположных сил в физическом и космологическом процессах; ввел идею развития в познании природы;

вершиной в домарксовской диалектике была идеалистическая диалектика Гегеля. Он впервые представил весь исторический и духовный мир в виде беспрерывно изменяющегося, развивающегося процесса: = диалектика (по Гегелю)—переход одного определения в другое, причем эти определения од­ностороння и ограничены; = диалектика «есть движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой един­ственный принцип, который вносил в содержание науки имманентную связь и необходимость».

научное понимание диалектики создано Марксом и Энгельсом:

- они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания;

= материалистическая диалектика — глубокое, свободное от односторонностей учение о развитие. Это учение об отношении человека к природному и социальному миру, о развитии общества и культуры.

= главная категория математической диалектики -противоречие. В противоречиях кроется движущая сила и источник всякого развития.

= диалектика - философская теория бытия и человека; средство преобразования деятельности, метод познания.