logo
PhilLecR

Вопрос 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

- эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом.

- Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

- Основоположником рационализма (от лат. ratio -разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль -деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.) Б качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр)

Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет в внутренней логики, а следовательно, никогда не будет В познан разумом.

- С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

- мир познаваем;

- возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- мир непознаваем;

- возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804) Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует

Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет

четыре (см. вопрос «Философия Иммануила Канта»).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши ч в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - «вещи в себе»