5) Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
а) В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия.
6) Ее цели - отстоять существующий общественно- политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию.
в) Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность».
г) Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление.
д) Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.
- Н.В. Федоров (1828 -1903) сделал основными темами своей философии: единство мира; проблему жизни и смерти; и проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом - смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи -победы над смертью. Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Федорова призывает к-отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого». - Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева
- критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм - царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства - внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми -желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.
6) Философия Ф.М. Достоевского.
а) Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
- Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека, Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества, путь богочеловека. Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Второй путь богочеловека - путь следврания Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
7) Философия Л.Н. Толстого.
Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 -1910), создал особую религиозно-философскую доктрину -толстовство. Суть толстовства в следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия - это добро, любовь; разум и совесть; смысл жизни -самосовершенствование; главное зло на Земле - смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство - отживающий институт и, поскольку оно - аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его - не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
- Александровская в. Н. Философия
- Философия
- Раздел I
- Вопрос 2. Мифология как мировоззрение.
- Вопрос 3. Религия как мировоззрение.
- Вопрос 4. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного:
- Лекция 2.
- Вопрос 2. Особенности философского знания.
- Лекция 3.
- Вопрос 3 Общее понятие и содержание методов философии
- Лекция 4.
- Лекция 5.
- Вопрос 2. Онтологическая сторона основного вопроса философии представлена материализмом, идеализмом, дуализмом.
- Вопрос 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
- Вопрос 4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.
- Раздел II
- 1. Китайская философия.
- II. Индийская философия.
- Вопрос I. Китайская философия.
- 1) Общее понятие и характерные черты китайской философии.
- 2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира
- 3) Даосизм - древнейшее философское учение Китая а) Общее понятие даосизма.
- 4) Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
- Вопрос II. Индийская философия
- Лекция 8
- 2) Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии.
- Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
- 1) Общее понятие досократических философских школ.
- 3) Гераклит Эфесский.
- 4. Пифагорейцы.
- 5. Элеаты.
- 6. Атомисты.
- 1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.
- 2. Характерные черты философии софистов. Для софистов xарактерно:
- 3. Софизм как основной логический прием софистов.
- 4. Значение деятельности софистов.
- 5. Философия Протагора.
- 6. Философия Сократа.
- 7. «Сократические школы».
- Вопрос IV. Философия киников и стоиков
- 1. Общее понятие кинической философии.
- 3. Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии.
- 4. Общее понятие и периодизация философии стоиков.
- 5. Основная идея и характерные черты стоической философии.
- Вопрос V.Философия Платона
- 3. «Триада» Платона - «единое», «ум», «душа».
- 5. Проблема государства в философии Платона.
- 6. Платоновский проект государства.
- 7. Значение философии Платона. Историческое значение философии Платона:
- 1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.
- 2. Аристотелевская классификация философии.
- 3. Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах» («чистых идеях»).
- 4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
- 5. Проблема материи в философии Аристотеля.
- 6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.
- Вопрос VII. Философия Эпикура
- 1. Общая характеристика жизни а творчества Эпикура.
- 4. «Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении). «Эстетику» Эпикура можно свести к таким основным положениям:
- Лекция 9
- 2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.
- 3. Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.
- 4. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.
- 6. Значение средневековой теологической философии.
- Вопрос II. Философия Августина Блаженного
- 1. Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.
- 2. Августин Блаженный о Боге.
- 3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:
- Вопрос III. Философия Фомы Аквинского (томизм)
- 1. Фома Аквинский и его основные произведения.
- 2. Пять доказательств существования Бога.
- 3. Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
- 4. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
- 5. Историческое значение философии Фомы Аквинского
- Лекция 10 Арабская (арабоязычная) философия средних веков. План:
- II. Арабская философия медицини
- 2. Ранняя арабская философия.
- 3. Прогрессивная арабская философия.
- Вопрос II. Арабская философия медицины
- 1. Социально-культурные условия появления арабоязычной науки.
- 2. Основные направления и представители арабоязычной науки
- 3. Медицинские достижения арабоязычной науки
- Лекция 11
- 3) Характерные черты философии эпохи Возрождения.
- Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
- 1) Общие замечания:
- 4) Натурфилософия.
- 1) Сущность социально-политической философии:
- 3) Политическая философия Никколо Макиавелли.
- Лекция 12
- 1) Декарт, значение его философии.
- 2) Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию - главной идеи рационализма.
- 4) Дуализм Декарта.
- 6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии.
- Лекция 13
- 3) Теория естественного права Гуго Грация.
- 4) Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- 5) Теория Спинозы о «единой субстанции».
- 6)Трехступенчатая схема теории познания Спинозы.
- 7)Проблема соотношения свободы и необходимости.
- Вопрос II. Английская философия
- 2) Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- 4) Три "Пути познания" Бэкона.
- Вопрос III. Немецкая философия Нового времени.
- 3) Гносеология (учение о познании) Лейбница -попытка
- Лекция 14
- 2) Деистическое направление французской философии XVII в. И его представители.
- 3) Атеистическо-материалистическое направление и его представители.
- 4) Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.
- Вопрос II. Деистическое направление.
- 1) Философия Вольтера. "Просвещенный абсолютизм".
- 4) Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Вопрос III. Атеистическо-материалистическое направление.
- 1) Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо- материалистической философии.
- 4) Философия Дидро.
- 5) Значение философии французских философов-материалистов.
- Вопрос IV. Социалистическо - утопическое (коммунистическое) направление.
- 1) Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- 4) Экономический детерминизм и философия "промышленного общества" Сен-Симона.
- 6)Основные идеи: Можно выделить следующие основные положения философии:
- Лекция 15
- 4) Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- 6) Немецкий материализм XIX в. Представлен главным образом:
- 8) Иррационализм, "философия жизни".
- Вопрос II. Философия Эммануила Канта
- 1) Общее понятие и периодизация философии и. Канта, его основные произведения.
- 6) Категории философии, выдвинутые и. Кантом.
- 8) "Критика способности суждения". Всеобщая целесообразность.
- 9) Социально-политические взгляды и. Канта. Суть вопроса:
- 10) Историческое значение философии Канта. Суть вопроса:
- Вопрос III. Философия Гегеля
- 1) Общая характеристика творчества и основные
- Вопрос IV. Философия субъективного идеализма
- 3) Философия Дэвида Юма.
- 4) Философия Иоганна Готлиба Фихте. "я-концепция" Фихте,
- Вопрос V. Философия Шеллинга
- 3) Практическая (социально-политическая) философия
- Вопрос VI. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму.
- 1) Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2) Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3) Антропология Фейербаха.
- 4) Проблема Бога в философии Фейербаха.
- Лекция 16 Философия материализма и позитивизма.
- Вопрос II. Философия марксизма.
- 1) Общее понятие марксистской философии.
- 3) Источники марксистской философии (главные произведения к. Маркса и ф. Энгельса).
- 4) Диалектический и исторический материализм - основные направления марксистской философии.
- 5) Материалистическое понимание истории. Общественно экономические формации.
- 6) Суть исторического материализма в следующем:
- Вопрос III. Философия позитивизма Огюста Конта.
- 1) Общее понятие позитивизма и его основатели.
- 2) Отличие позитивного (научного) философского знания от обычного философского знания.
- 3) Закон двойственной (интеллектуальной и технической) эволюции Огюста Конта. Стадии интеллектуальной и технической эволюции и их соотношение.
- Лекция 17
- 1) Общее понятие неклассической идеалистической философии. Ее отношение к немецкой классической философии, гегельянству.
- 2) Цели и основные направления неклассической идеалистической философии.
- 3) Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- 4. "Философия жизни" Фридриха Ницше.
- Русская философия
- I. Общая характеристика русской философии
- Вопрос I. Общая характеристика русской философии
- 1. Общее понятие и характерные черты русский философии.
- 3) Русская философия XII - XVII вв.
- 4) Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- Вопрос II. Русская философия XIX в.
- 2. Философия декабристов.
- 3) Историческая философия п.Я. Чаадаева.
- 4) Философия западников и славянофилов.
- 5) Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- 8) Революционно-демократическая философия.
- 9) Либеральная философия.
- Вопрос III. Русская философия XX в.
- 1) Основные направления русской философии к. XIX - XX в
- 2) Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- 3) Философия космизма.
- 4) Естественно-научная философия.
- 5) Советская философия.
- Лекция 19
- 4)Философская гносеология:
- 5) Появление философского способа мышления связано с:
- Вопрос II. Антропологически-гуманистическая проблематика в период украинского Возрождения хv - начала хv11 веков)
- 1) Социальная почва:
- 2) Роль церкви:
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Вопрос IV. Философские взгляды г.С.Сковороды
- 1) Биографические данные:
- Вопрос V. Роль Кирилло-Мефодиевского товарищества в развитии философской мысли в Украине середины XIX века.
- Вопрос VI. Украинская философия XX столетия.
- 1) Первые десятилетия в украинской философии - отход от
- Современная западная философия
- I. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи.
- Вопрос I. Американский прагматизм.
- 4) Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- 6) Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Вопрос II. Психоанализ
- 1. Общее понятие психоанализа.
- 3. Топографическая и динамическая схемы психика, выдвинутые Фрейдом.
- 4. Определяющие факторы психики человека.
- 5. Первая психологическая система Фрейда.
- 6. Вторая психологическая система Фрейда.
- 7. Феномен массы (толпы).
- 8. Основные направления неофрейдизма.
- 1. Общее понятие теологической философии.
- 2. Неотомизм.
- 3. Тейярдгом.
- 4. Иные направления современной теологической философии.
- Вопрос V. Основные направления современной позитивистской философии
- 1. Общее понятие позитивизма.
- 3. Общее понятие и основные проблемы махизма.
- 4. Общее понятие и основные проблемы неопозитивизма.
- 5. Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Вопрос VI. Герменевтика
- 1. Общее понятие герменевтика.
- 2. Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).
- Вопрос VII.Экзистенциализм. (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю,
- 3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- 4. Философия Сьореиа Кьеркегора - зарождение экзистенциализма.
- 5. Философия к. Яспера.
- 6. Философия ж. П. Сартра.
- 7. Философия а. Камю.
- 8. Философия м. Хайдеггера.
- 9. Будущее экзистенциализма.
- Раздел III
- 2) Конкретно-исторический способ бытия.
- 3) Танатология
- Лекция 22
- Вопрос I. Основные понятия философской онтологии
- 1. Этимология понятия «бытие»:
- 2. Бытие - универсальная система связей и отношений:
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- 1) Философия бытия
- 2) Философия небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Раздел IV
- 3. Активность субъекта познания.
- 4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.
- Вопрос 2. Знание, отражение, информация
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса
- Лекция 24 научное познание План:
- Вопрос 1. Научное знание, его специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 3. Основные функции научного познания
- Вопрос 4. Методология научного познания
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 5. Наука и общество
- Раздел V
- Вопрос 2. Объект, предмет и методы логики
- Лекция 26
- 3. Логика мышления происходит по правилам:
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- 1. Закон тождества:
- 2. Закон противоречия:
- 3. Закон исключенного третьего:
- 4. Закон достаточного основания:
- Лекция 27 понятие План:
- Вопрос 1. Определение понятия.
- Вопрос 2. Отличие понятия от представления.
- Вопрос 3. Методы образования понятий:
- 1. Имеет место совпадение объемов понятий. Такие понятия называются разнообъемными или заимозаменяемыми.
- 2. Имеет место включение объемов, когда объем одного понятия включен полностью в объем другого. Пусть а — это береза, а в — деревья.
- 3. Имеет место исключение объемов — это случай, в котором нет ни
- 5. Имеет место отношение соподчинения, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего понятия. А — автобус, в — трамвай, с — городской транспорт.
- Вопрос 4. Классификация понятий.
- Лекция 28 суждение План:
- Вопрос 1. Отличие суждения от понятия:
- Вопрос 2.Определение суждения:
- Вопрос 4. Формы суждения.
- Вопрос 5. Виды суждения.
- Лекция 29
- Вопрос 2. Структура умозаключений.
- Вопрос 3. Виды рассуждений:
- Вопрос 4. Виды умозаключений:
- Лекция 30
- 2. Место и роль программы в кси.
- 3. Научная и практическая проблема.
- 4. Цели и задачи кси.
- 5. Объект кси.
- 6. Гипотезы в кси и их проверка.
- Вопрос 2. Организационно-технический план кси.
- 1. Поисковый план кси
- 2. Аналитический план кси
- 3. Экспериментальный план кси.
- Лекция 31
- Лекция 32
- Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов
- Г и е — самые слабые звенья в коллективе
- 2. Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления (метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм).
- Вопрос 2. Универсальные структурные связи
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Связи детерминации и их отражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
- 1. Общая характеристика.
- 2. Концепция детерминизма: однозначный и вероятностный детерминизм, внешние и внутренние казуальные связи, самодетерминация.
- IX IV V
- Лекция 34
- 2. Переход в новое качество.
- 3. Эволюция (реформы) и скачки (революция), непрерывность и прерывность в развитии.
- Вопрос 2. Единство и борьба
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Отрицание отрицания
- 1. Общая характеристика.
- 3. Поступательность и цикличность в развитии.
- Раздел VII
- Вопрос 1. Проблема сознания в философии и науке.
- Вопрос 2. Общеприродные и биологические предпосылки возникновения сознания
- 1. Общая характеристика.
- 3. Отражение и информация.
- 4. Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных, а Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость.
- Вопрос 3. Труд, общение и язык -социальные детерминанты сознания.
- Вопрос 4. Общественно-историческая сущность сознания
- 1. Общая характеристика.
- 2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- Лекция 36
- 2. Сознательное и бессознательное.
- Сознание
- Б) Структура сознания
- 3. Самосознание, его предметность и рефлексивности.
- 4. Витальные переживання и ценности в структуре самосознания.
- Вопрос 2. Творческая активность сознания
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Идеальное и материальное
- 1. Общая характеристика.
- 2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.
- 3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.
- Вопрос 4. Регуляторная функция сознания
- 1. Функциональные системы (по п.К. Анохину),
- 2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.
- Раздел VIII
- Вопрос 2. Философские и конкретно-научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.
- 2. Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. А) Социологическая концепция трактовки человека
- Вопрос 3. Содержание понятий «индивид», индивидуальность», «личность»
- 1. Общая характеристика.
- 2. Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, е. Юнг, э. Фромм,
- Вопрос 4. Деятельная сущность бытия человека. Материальный и идеальный, индивидуальный и общественный аспекты деятельности
- 1. Общая характеристика.
- 2. Творческое преобразование мира человека.
- I. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления.
- III.Закономерности и движение силы общественного развития.
- 3.Необходимость и случайность в общественном развитии.
- Вопрос 1. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления
- 2. Многовариантность общественного развития.
- Вопрос 2. Методология исследования общественного развития (д.Белл, ф.Маклуп, м.Порат, тейяр де шарден, о.Тоффлер, р.Тибальд)
- 1. Общая характеристика
- 2. Формационный и цивилизационный подходы.
- Вопрос 3. Закономерности и движущие силы
- 1. Общая характеристика.
- 2. Личность и народные массы как субъекты исторического процесса.
- 3. Необходимость и случайность в общественном развитии.
- Заключение
- Литература
- Оглавление
- Раздел III