Раздел II
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ЛЕКЦИЯ 6
Краткий обзор представителей философских
учений
План:
1) Вклад мыслителей человечества в историю мировой философии.
2) Портреты выдающихся философов человечества.
Вопрос 1. Вклад мыслителей человечества в историю
№ п/п | Мыслители | Дата жизни | Вклад в формирование мировой философии |
1.
2.
3.
4.
5. | Фалес (Thales)
Анаксимандер (Anaximander)
Анаксимен (Anaximenes)
Гераклит (Heraclitus)
Парменид (Parmenides) | Около 630-560 гг. до н.э.
Около 610-546 гг. до н.э.
585-525 гг. до н.э.
Около 500-х гг. до н.э.
V век до н.э. | - считается первым философом и естествоиспытателем; - утверждал: «вола есть все»; - считал, что все в природе постижимо человеческим мышлением.
- не считал, что вола есть первооснова всею сущего; - ввел понятие апейронв качестве первоосновы (как неопределенное, беспредельное впространстве и времени); - считал Фалеса первым философом.
- рассматривал воздух как первооснову мироздания; - определенную физическую теорию переходов: воздух-вода-огонь-земля.
- выступил (вместе с Парменидом) против базисных предпосылок мироздания своих предшественников; - утверждал, что вех; находится в состоянии постоянного изменения или движения; - изменение происходит согласно неизменному закону (логосу); -этот закон включает взаимодействие противоположностей; - это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию; - считал, что настоящей субстанцией изменяющихся вещей является не вещественная первооснова, а логос; - огонь- источник всего сущего; - видел связь между философией природы и экономикой; - в политологии толкует Герайлита как сторонника войны; - имеет взгляды о мире.
- утверждает, что изменение является логически невозможным; - считал, что разум нрав, а чувства обманывают нас; - предложил основывать рассуждения на рациональной аргументации; - внес вклад в развитие логического мышления. |
6.
7.
8.
9.
10. | Эмпедокл (Empedocles)
Анаксагор (Anaxagoras)
Демокрит (Demokritus)
Пифагор (Pythagoras)
Упанищады | 492-432 гг. до н.э.
498-428 гг. до н.э.
460-370 гг. до н.э.
VI-Vвв. до н.э
| - до нас дошло около 150 фрагментов ею работ; был магом и натурфилософом; - вместе с Анаксагором считается философом - примирителем через формулу: «некоторые веши находятся в состоянии изменения, а другие - в состоянии покоя»; - в основу бытия клал четыре первоначала - огонь, воду, воздух, землю, а также две силы разъединяющую (ненависть, вражда) и объединяющую (любовь); - ему удалось разработать модель, включающую изменения и неизменное в основе бытия.
- сохранилось 22 фрагмента его работ; - в основу бытия клал бесчисленное количество элементов; - категорию изменения трактовал так же. как и Эмнедокл; - в отличие от Эмпедокла оперировал только одной силой – умом; - природу считал телеологической, целенаправлен ной.
- сохранилось от 200 до 300 фрагментов его работ; - первый философ-атомист: в основе бытия только одно неделимое начало — атом; - в рамках философии природы дал объяснительную модель субстанции в изменении; - через Эпикура и Лукреция его учения, начиная с жохи Возрождения, оказало серьезное влияние на становление современной физики; - атом положен не только в основу бытия, но в основу теории познания.
- пифагорейцы занимались рассмотренными выше вопросами о субстанции, - фундаментальном начале природы и об изменении; - «раскрывали» природу с помощью математики; - считали, что математические соотношения и структуры лежат основе всех вещей, т.е.являются субстанцией; - в математике видели ключ ко всем загадкам вселенной; - математические исследования носили религиозный характер; - считали, что мир имеет только одно начало структурно-матемстическое; - в эпоху Возрождения (вместе с учением Демокрита) их учения сыграли выдающуюся роль в становлении экспериментального естествознания; - в политической сфере выступали за четко иерархическое устройство общества; - в религиозной сфере спасение души мыслили через аскетический образ жизни и приобретение философских и математических знаний; - математической философией восхищался Платон и все последующие мыслители человечества.
- центральная тема - учение о переселении души; - обожествление атамана и брахмана; - аскетическое бегство от мира, истина внутри человека; - вся индийская философия ищет путь избавления от цикла перевоплощений; - легитимируют карму и кастовую систему.
|
11.
12.
13.
14. |
Буддистская философия
Бхагавадгита (Божественная песнь)
Конфуций (Confucius)
Даосистская философия |
551-479 гг. до н.э. |
- резко выступала против древней ведийской литературы; - это философия спасения человека; - состояние освобождения – нирвана; - «четыре благородные истины»: мир полой страданий, причина страданий в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей, необходимость устранить желаний, имеется путь избавления от желаний; - главные ощущения - неудовлетворенность и боль; желание -это иллюзия; избавление от мук - в отказе от гражданской жизни; - идеал буддизма - в отделении человека от «добра» и «зла» (в интерпретации Ницше); - буддизм не принимал платоновскую метафизику и христианство; - учение о «самости» (требование мыслить мир в терминах процессов, а не вещей или субстанций) - Желание и отвращение - подлинные врагичеловека; - идея поддержания справедливого космическогопорядка; - кастовая система остается нерушимой частьюпорядка; - философская идея освобождения. - это контрольиндивида над своими действиями,несвязанными с мотивами или желаниями; - насилие уничтожается огнем знания.
- современник Будды, Фалеса, Пифагора; - китайская философия по сравнению с греческой и индийской была более практичной и прагматичной; - обнаруживает мало интереса к философии природы и религии; - как и для Сократа в основу своей философии ставит человека; - правильное поведение суммировано в понятии человеколюбия (humanity); - идея любви к ближнему - в принципе мира; - защищает строго иерархическую организацию общества; - сформировал пять систем взаимоотношений для хорошей жизни: правитель государственный служащий, отец - сын, муж - жена, старый молодой, друг - друг; - он не развил систематической философии, давал советы, формировал нравоучения; - его этика, строилась на человеколюбии и справедливости.
- даосизм в отличие от конфуцианской этики характеризовался мистицизмом и холистическим мышлением; - представители: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы; - Дао дэ цзин - классический текст из даоистской философии природы или бытия; - «дао» - фундаментальное понятие, источник рождения и уничтожения всего сущего, «матерь мира», начальный пункт всего разнообразия существующего; - дао выступает как бытие бытия, неопределённая исходная сила - основа всего, что существует; - есть заявления Лао-Цзы о том. что «бытие происходит из небытия»; - считал, что когда нечто достигает своей крайности, оно переходит в свою противоположность; - высказал идею чрезмерности в развитии, поддерживал принцип справедливости как упорядоченное существование; - выступил в противоречии с прагматичными социально-этическими максимами конфуцианства.
|
15.
16.
17. | Софисты: - Горгий - Фрасимах - Протагор
Протагор
Сократ |
481-411 гг. до н.э.
Около 470-399 гг. до н.э. | - первое, о чем размышляли греческие философы, была природа (physis) — период натурфилософии (с 600 но 450 и. до н.э.); - поставили вопрос об условиях получения достоверного знания, т.е. произошел переход онтологии к гносеологии; - поставили вопрос о возможности исследовании самого себя и собственного мышления; - за 450 лет до н.э. поставили человека в центр своих интересов, начался антропоцентрический период; - ввели этико-политические вопросы в развитие демократии; - поставили вопрос о социальной функции права в обществе; - переход от рациональной аргументации к дели выигрыша в споре софисты превратились в изощренных игроков словами.
- его тезис «человек сеть мера всех вещей» стал гносеологическим положением; - выдвинул мысль о пределах человеческого познания; - указал на философские, основы скептического саморазрушения в процессе познания; - высказал положение о невозможности познания Бога; - считал, что нормы являются общезначимыми для установившего их общества, но не для других обществ; - вместе с другими софистами сформировал ряд проблемных соотношений: относительное и абсолютное: право и власть: эгоизм и альтруизм: индивид и общества; разум и чувства.
-в центре его внимания была не натурфилософия. а гносеологическая и этико-политическая проблематика; -в познании его интересовал аиализ понятий(определений) с помощью диалога; -в этико-политичсекой сфере опровергал скептицизм софистов; -его этика основывалась на системе «добподетель - знание»: -считал, что человек должен приобрести нормальное понимание жизни » социуме; -сформировал триаду знания: фактуалыное знание, нормативное знание, поведенческое знание; -считал, что всеобщее благо постижимо; -пытался дать конечное обоснование этики с помощью не только разума, но и божественной мудрости; -беседовал со своим внутренним голосом, которого называл демоном; -развивал онтологию и гносеологию морали; -совершенствовал технику убеждения в диалогах; -определил концепцию счастья (счастье это не удовольствие, а согласие с самим собой, чистая совесть и самоуважение). |
Период и персоналии | Время до н.э. | Предмет изучения | Стиль философствования |
Натурфилософский: От Фалеса до примирителей включительно Фалес (624-546), Анаксимандр (610-546), Анаксимен (585-525), Пифагор (ок. 580-500), Гераклит (ок.500). Парменид (ок. 500), Эмпедокл (492-432), Анаксагор (498-428), Демокрит (460-370). | 600-450 | «Внешнее» (природа) | Утвердительный |
Антропоцентрический; Софисты: Г оргий (483-374), Франсимах (470-4 10), Протагор (481-411) Сократ 070-399). | 450-400 | «Внутреннее» (познание, моральные норма) | скептический |
Снстематизирующий: Платон (427-347) Аристотель (384-322). | 400-300 | «Внутреннее и внешнее» | Сбалансированный |
№ п/п | Мыслители | Дата жизни | Вклад в формирование мировой философии |
18.
|
Платон ( Plato)
| Ок. 427 г. до Р.Х. | -Сохранилось около 30 диалогов ряд писем, вторичная литература посвященная Платону; -Учение Платона о знании и бытии: выдвинултеорию идей, где идеи, первичная субстанциябытия, т. е. реальность существует либо вкачестве идей, либо в качестве чувственно воспринимаемых вещей; идеи не имеют пространства и времени; Учение о государстве и идея добра: утверждает, что правильное знание- есть знание идей добра; считал, что властью должны обладать те. кто является компетентным, а не народ и малознающие и недобродетельные единоличные правители; средство достижения этого -образование; он смотрел на экономику с политической точки зрения; основными понятиями для него были - полис и эйкос; политика должна руководить экономикой, но не наоборот; дал философский анализ эгоизма, долга, места женщины в полисе; дает модель идеального государства; -Идея этической ответственности искусства; Платон - это философ, поэт, гений слова; он рассматривается не только как философ математических, форм духовного, но и как философ «музы и художественного творчества»; дает идею копирования, имитации; укачал, что правителями а государстве должны быть философы; «дачи политики - организовать идеальное общество.
|
19.
|
Аристотель (Aristotle) |
384-322 до Р.Х. | -Исследовал концепцию субстанции; для Аристотеля чувственный опыт имеет большее значение в познании, чем для Платона; - Внес вклад в исследование онтологии и эпистемологии (гносеологии, познания); ключевые слова его онтологии; субстанция, форма / материя, четыре «причины», действительное / потенциальное изменение, теология: оперировал понятиями форма и материя; - Он дает ограниченную модель экологии: разрабатывает соответствующие понятии; - Исследует идею праксиса и считает, что цель теоретических дисциплин — познание истины; - указывает на три натурфилософию, математику и метафизику; практические дисциплины политика и этика; дает отличную от Платона концепцию человека; рабства; дает идею соотношения Логоса и Полиса; считает человека политическим животным, духовным созданием со всеми животными принципами жизни; женщин и рабов ставил ниже мужчин; выдвинул идею добра и счастья на базе трех этапов социализации человека; исследовал понятия дружбы, героизма, справедливое равенства, катарсиса, искусства |
20.
21
22
23
24 |
Эпикур ()Epicurus
Стоики
Диоген
Зенон Клеонор Хрисипп Цицерон
Эпиктет Марк Аврелий Сенека
Плотин
Августин (Augustine)
Фома Аквинский |
341-270 До Р.Х.
Ок.404-324 до Р.Х.
106-43 до Р.Х.
121-180 4 до Р.Х. 65 после Р.Х.
205-270
354-430г
1225-1274г. |
- Дал идею счастья: это хорошая жизнь без боли и страдания; идея наслаждения (гедонизма); отрицательно относится к политической деятельности и считает ее опасной; для пето государство и общество не самоценны; философия природы обосновывает его философию жизни;
- Дали спою концепцию счастья и независимости; ;знания и добродетели; аскетически-морального отношения жизни;
-Учение киников (Диоген) было идеологией низших классов;
- Греческий стоицизм - отличительная черта«среднего класса»: рассматривают долг ивоспитание характера, стал» говорить оестественном лоридическом законе для всех;
- У римских стоиков отрешенность от мира заменяется напряженностью между аскезой и политическим долгом; - Развивают основные греческие политическиепонятия; - Считают, что человеческий разум прячястенмировому разуму; - Дали концепцию права;
- Плотин - это неоплатоник: наставление осверхъестественных силах; концепция медовой души нашла свое место в христианстве;
-Синтезировал христианство и неоплатонизм; - Осуждает еретическое учение - гностицизм, манихейство и др.; - Сделал Бога центром философского мышления:превосходство души над телом, воли надразумом; - Мир — зто свободный акт Ьога, его идея. - Бог это идеальная модель реального мира; - Цель и смысл жизни - счастье (через познаниеБога); -Доказывал возможность знания и познания;высоко ценил чувства;
Синтезировал христианство и аристотелизм; - Его учение превратилось в официальнуюРимско-католической церкви. - Дал концепцию гармонизации Бога и мира, верыи разума; - исследовал универсалии, законы и человека как общественного существа; - развивалтеологический вариант концепцииестественного права; - Связал волю и добро для познания Бога; - проводит различие между теоретическим ипрактическим разумом как посредниками между законами и поведением; --Оперирует классическими и христианскимидобродетелями, высшая из которых спасение; -Томизм является онтологией - учением о бытии; - Исследуя бытие, все сущее рассматривал черезконцептуальную пару актуальность и потенциальность; - Изменение м учение о четырех причинах; формуи материю, душу и тело: дает томистское понимание науки; Теория познания - это составная часть общей томистской философии; считал, что знания начинаются с чувственного восприятия; во веем придерживался умеренного реализма; Томистская антропология и моральная философия находится под влиянием аристотелизма; - Фома не разделяет акгустаноиокую волюнтаристскую и пессимистическую точку - зрения на человека;Разум ставит выше воли; поддерживает всеобщие моральные нормы или законы. |
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 |
Серен Кьеркегор
Мережковский Дмитрий
Николай Коперник
Nicolaus Сорегnicus работа: «О вращении небесных сфер»
Nb: Гелиоцентрическая модель уже предлагалась греческим астрономом Аристархом из Самоса (ок. 310-230 г. до Р.Х.)но|именно копервнкавская модель привела в эпоху Ренессанса и реформации к подрыву авторитета церкви и аристотелевской традиции
Иоганн Кеплер (Johanes Kepler)
Галилео Галилей (Galileo Galilei)
Исаак Ньютон (IsaacNеwton)
Розанов Василий Васильевич
Работы: «Легенда о великом инквизиторе», «Религия и культура», «Природа и история», «Семейный вопрос в России», «Место христианства в истории», «Номинализм и религия»
Л.И. Шестов
Бердяев Николай Александрович
Лосский Николай Онуфриевич |
1813-1855
1865-1941
1473-1543
.
1571-1630
1564-1642
1643-1727
1856-1919 | - представил онтологическую концепцию трех стадий бытия; - считается родоначальником экзистенциализма;
- демократия как демагогия
- критиковал церковь и неисторическое христианство; - для его философии характерен синтез языческой и христианскойфилософии; - был уверен в победе российского православия над мировым духовным кризисом
- предложил астрономическую модель с Солнцем в качестве центральной планетной системы; - это гелиоцентрическая модель противоречия господствовавшей геоцентрической системе, восходящей к Птолемею и признавшейсяЦерковью. - Гелиоцентрическая система революционенализировала наш непосредственный жизненный, опыт, человек должен был посмотреть на окружающий мир и самого себя с совершенно иной ,чем раньше, точки зрения; человек стал не центром, а песчинкой в мироздании. Это рефлексивное дистанцирование и это «обращение» перспективы Называется коперниканской революцией. РЕЗУЛЬТАТ: эта позиция Коперникавместе с эволюционной теориейДарвина и учением Фрейда о бессознательном, дала подлинную оценку веры в человеческий разум
- опровергает представление о том, что небесные сферы являются качественно отличными от земного мира, и ищет механическое объяснение движением планет: для Кеплера математические законы движения имели и метафизические измерение; эта смесь математики и метафизики указывает на его связь со старой традицией, восходящей к пифагорейцам; механическое объяснение всего во вселенной, от высокого до низкого, помогло заложить основания новых естественных наук; с помощью наблюдений , сделанных Тихо Браге, Кеплер уточнил модель Коперника, Орбиты - это не окружности , а эллипсы, в центральном фокусе которых находится Солнце; -на основе философской идеи о переменных скоростях планет, зависящих от расстояния до Солнца, Кеплер сформулировал законы перемещения планет по их орбитам; -позже экономичность и истинность этой теории была подтверждена исследованиями Ньютона;
- в его работах зародилась новая физика, противоречащая аристотелевской традиции толкования научных понятий и способов объяснения; - опровергал все понятия не только на философском уровне, но и по-новому проводил научные исследования; - иначе, чем Аристотель, объяснил законы движения материи; он был пионером разработки новых философских понятий и методов исследования; - считал математику языком «книги природы»;
-его главный труд «Математические принципы натуральной философии»;
- Ньютон придал новые импульсы развитию философии своими , исследованиями (исследования пространства- времени у Канта); -Ньютон - это мощь человеческого мышления, начиная с него, наука оказалась силой прогресса; -Наука стала доказывать философскую концепцию истины.
-пытался найти принцип, обеспечивающий ценность всей среды научного знания; -определил «понимание» как среду деятельности «чистого» разума; -был религиозным философом; -считал поклонение мистическим свойством сознания человека, формирующим религиозное мировоззрение; появляется сомнение в истинности высокой миссии «исторического христианства»; противопоставляет восточное христианство западному; западное христианство объявляет «антимиром»; -считал, что люди поклоняются легенде о христианстве, а самого христианства ещё нигде нет; -доказывал, что Голгофа- это гимны страданию, в то время как истинное христианство- это радость рождения в Вифлееме; -критиковал святые мощи, религиозное искусство, поклонение отшельникам издевающимся над своим «греховным» телом; поделил дух на Арийский и земной критиковал православие; - в противовес Р. Декарту считает, что душа не является источником знания; -считал, что любой человеческий акт -логический или эмоциональный- есть единство чувств, телесности, психики и рациональности; -считал, что с тела начинается познавательный процесс к эстетическому, религиозному осмысливанию феноменов окружающего мира; - полагал, что спасать человека надо начиная с тела, но не с души; -поскольку православие занимается душой и игнорирует тело, оно не может спасти человека; - считал, что христианство убивает Бога; для него быть христианином значит - отречься от Бога; сама природа человека противоречит христианскому учению; доказывал, что Христос не есть избавитель, т.к. ввёл культ страдания и заставляет людей поклоняться ему: - так же, как и Ницше считал, что только радость и удовлетворение являются настоящей жизнью, а не смерть и страдания, противоречащие самой Жизни как природному явлению; -Розанова часто называют «русским Ницше»: для обоих характерно чувство одиночества- Ницше закончи психический и социальной изоляцией а Розанов - религиозной замкнутостью; оба отбрасывали общечеловеческие нормы сосуществования; -Если Ницше выступил против старой этики, которая связывает волю человека, то Розанов стоит на позициях Кьеркегора за «исправление» этических норм: если Ницше провозглашает культ «сверхчеловека», то Розанов -«человека из подземелья», которому надо помочь; если Ницше претендует на роль «лекаря культуры», то Розанов считал, что христианская культура настолько больна, что ей не помогут никакие лекарства; если Ницше провозглашал радость будущего, Розанов провозглашает возврат к дохристианским временам; Ницше призывает к индивидуальному духовному совершенствованию, Розанов - к усовершенствованию телесному; Ницше критикует европейскую культуру за её христианский характер, Розанов - за то, что она недостаточно христианская; ---Критиковал монастыри; -Критиковал церковь за то, что она объявляла бытие человека, науки и искусство проявлением дьявола; ---Критиковал роль интеллигенции в обществе, которая не понималась народом, придавленным государством и христианством, маргинально связана с ним и не знающего его; - Не случайно то, что наряду с шедеврами искусства и культуры Россия продолжает удивлять мир своими бунтами, и революциями и т.п.
-в познании на первый план выдвигал не разум, а случайность, чудо, таинственных характер действий познавательными возможностями философии можно исследовать любую проблему; философия - это та сфера культуры, где невозможное становится возможным; -главная идея философии - человек и его борьба за свободу; -разуму и логике противопоставлял чувства, выступал против рациональных подходов к анализу явлений; -избирательно относился к качеству исполнительности в человеке; -главная цель философии- объяснить человеку, что-то, что должно быть, есть именно тем, чего хочется; -вера- более усовершенствованный метод анализа, чем разум; -вполне логическое может быть абсурдным психологически; -философия возникла из ненависти к действительности и растущего интеллекта человека; философскими методами доказывает преимущество веры перед разумом; -исследует проблему свободы; -определяет центр бытия человека; указывает природу бытия.
-даёт концепцию свободы; -определяет своё отношение к коммунизму; -обозначает социальный детерминизм индивида и личности
-определяет главную задачу философии; -работает в области теории познания; -разрабатывает «координационную теорию» -выделяет механизм связи субъект -объектных отношений; исследует механизм восприятия философскими методами; исследует память; -исследует бытие: «идеальное бытие», «реальное бытие», «металогическое бытие»; исследует онтологическую структуру«мир - Бог»; -исследует проблему соотношения творчества и бытия ; -исследует иерархию высших ценностей; -исследует проблему эгоизма.
|
ЛЕКЦИЯ 7
Древневосточная философия.
План:
- Александровская в. Н. Философия
- Философия
- Раздел I
- Вопрос 2. Мифология как мировоззрение.
- Вопрос 3. Религия как мировоззрение.
- Вопрос 4. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного:
- Лекция 2.
- Вопрос 2. Особенности философского знания.
- Лекция 3.
- Вопрос 3 Общее понятие и содержание методов философии
- Лекция 4.
- Лекция 5.
- Вопрос 2. Онтологическая сторона основного вопроса философии представлена материализмом, идеализмом, дуализмом.
- Вопрос 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
- Вопрос 4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.
- Раздел II
- 1. Китайская философия.
- II. Индийская философия.
- Вопрос I. Китайская философия.
- 1) Общее понятие и характерные черты китайской философии.
- 2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира
- 3) Даосизм - древнейшее философское учение Китая а) Общее понятие даосизма.
- 4) Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
- Вопрос II. Индийская философия
- Лекция 8
- 2) Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии.
- Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
- 1) Общее понятие досократических философских школ.
- 3) Гераклит Эфесский.
- 4. Пифагорейцы.
- 5. Элеаты.
- 6. Атомисты.
- 1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.
- 2. Характерные черты философии софистов. Для софистов xарактерно:
- 3. Софизм как основной логический прием софистов.
- 4. Значение деятельности софистов.
- 5. Философия Протагора.
- 6. Философия Сократа.
- 7. «Сократические школы».
- Вопрос IV. Философия киников и стоиков
- 1. Общее понятие кинической философии.
- 3. Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии.
- 4. Общее понятие и периодизация философии стоиков.
- 5. Основная идея и характерные черты стоической философии.
- Вопрос V.Философия Платона
- 3. «Триада» Платона - «единое», «ум», «душа».
- 5. Проблема государства в философии Платона.
- 6. Платоновский проект государства.
- 7. Значение философии Платона. Историческое значение философии Платона:
- 1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.
- 2. Аристотелевская классификация философии.
- 3. Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах» («чистых идеях»).
- 4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
- 5. Проблема материи в философии Аристотеля.
- 6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.
- Вопрос VII. Философия Эпикура
- 1. Общая характеристика жизни а творчества Эпикура.
- 4. «Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении). «Эстетику» Эпикура можно свести к таким основным положениям:
- Лекция 9
- 2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.
- 3. Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.
- 4. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.
- 6. Значение средневековой теологической философии.
- Вопрос II. Философия Августина Блаженного
- 1. Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.
- 2. Августин Блаженный о Боге.
- 3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:
- Вопрос III. Философия Фомы Аквинского (томизм)
- 1. Фома Аквинский и его основные произведения.
- 2. Пять доказательств существования Бога.
- 3. Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
- 4. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
- 5. Историческое значение философии Фомы Аквинского
- Лекция 10 Арабская (арабоязычная) философия средних веков. План:
- II. Арабская философия медицини
- 2. Ранняя арабская философия.
- 3. Прогрессивная арабская философия.
- Вопрос II. Арабская философия медицины
- 1. Социально-культурные условия появления арабоязычной науки.
- 2. Основные направления и представители арабоязычной науки
- 3. Медицинские достижения арабоязычной науки
- Лекция 11
- 3) Характерные черты философии эпохи Возрождения.
- Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
- 1) Общие замечания:
- 4) Натурфилософия.
- 1) Сущность социально-политической философии:
- 3) Политическая философия Никколо Макиавелли.
- Лекция 12
- 1) Декарт, значение его философии.
- 2) Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию - главной идеи рационализма.
- 4) Дуализм Декарта.
- 6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии.
- Лекция 13
- 3) Теория естественного права Гуго Грация.
- 4) Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- 5) Теория Спинозы о «единой субстанции».
- 6)Трехступенчатая схема теории познания Спинозы.
- 7)Проблема соотношения свободы и необходимости.
- Вопрос II. Английская философия
- 2) Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- 4) Три "Пути познания" Бэкона.
- Вопрос III. Немецкая философия Нового времени.
- 3) Гносеология (учение о познании) Лейбница -попытка
- Лекция 14
- 2) Деистическое направление французской философии XVII в. И его представители.
- 3) Атеистическо-материалистическое направление и его представители.
- 4) Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители.
- Вопрос II. Деистическое направление.
- 1) Философия Вольтера. "Просвещенный абсолютизм".
- 4) Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Вопрос III. Атеистическо-материалистическое направление.
- 1) Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо- материалистической философии.
- 4) Философия Дидро.
- 5) Значение философии французских философов-материалистов.
- Вопрос IV. Социалистическо - утопическое (коммунистическое) направление.
- 1) Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- 4) Экономический детерминизм и философия "промышленного общества" Сен-Симона.
- 6)Основные идеи: Можно выделить следующие основные положения философии:
- Лекция 15
- 4) Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- 6) Немецкий материализм XIX в. Представлен главным образом:
- 8) Иррационализм, "философия жизни".
- Вопрос II. Философия Эммануила Канта
- 1) Общее понятие и периодизация философии и. Канта, его основные произведения.
- 6) Категории философии, выдвинутые и. Кантом.
- 8) "Критика способности суждения". Всеобщая целесообразность.
- 9) Социально-политические взгляды и. Канта. Суть вопроса:
- 10) Историческое значение философии Канта. Суть вопроса:
- Вопрос III. Философия Гегеля
- 1) Общая характеристика творчества и основные
- Вопрос IV. Философия субъективного идеализма
- 3) Философия Дэвида Юма.
- 4) Философия Иоганна Готлиба Фихте. "я-концепция" Фихте,
- Вопрос V. Философия Шеллинга
- 3) Практическая (социально-политическая) философия
- Вопрос VI. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму.
- 1) Общее понятие философии л. Фейербаха, ее значение.
- 2) Критика Фейербахом гегелевской философии.
- 3) Антропология Фейербаха.
- 4) Проблема Бога в философии Фейербаха.
- Лекция 16 Философия материализма и позитивизма.
- Вопрос II. Философия марксизма.
- 1) Общее понятие марксистской философии.
- 3) Источники марксистской философии (главные произведения к. Маркса и ф. Энгельса).
- 4) Диалектический и исторический материализм - основные направления марксистской философии.
- 5) Материалистическое понимание истории. Общественно экономические формации.
- 6) Суть исторического материализма в следующем:
- Вопрос III. Философия позитивизма Огюста Конта.
- 1) Общее понятие позитивизма и его основатели.
- 2) Отличие позитивного (научного) философского знания от обычного философского знания.
- 3) Закон двойственной (интеллектуальной и технической) эволюции Огюста Конта. Стадии интеллектуальной и технической эволюции и их соотношение.
- Лекция 17
- 1) Общее понятие неклассической идеалистической философии. Ее отношение к немецкой классической философии, гегельянству.
- 2) Цели и основные направления неклассической идеалистической философии.
- 3) Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- 4. "Философия жизни" Фридриха Ницше.
- Русская философия
- I. Общая характеристика русской философии
- Вопрос I. Общая характеристика русской философии
- 1. Общее понятие и характерные черты русский философии.
- 3) Русская философия XII - XVII вв.
- 4) Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- Вопрос II. Русская философия XIX в.
- 2. Философия декабристов.
- 3) Историческая философия п.Я. Чаадаева.
- 4) Философия западников и славянофилов.
- 5) Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- 8) Революционно-демократическая философия.
- 9) Либеральная философия.
- Вопрос III. Русская философия XX в.
- 1) Основные направления русской философии к. XIX - XX в
- 2) Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- 3) Философия космизма.
- 4) Естественно-научная философия.
- 5) Советская философия.
- Лекция 19
- 4)Философская гносеология:
- 5) Появление философского способа мышления связано с:
- Вопрос II. Антропологически-гуманистическая проблематика в период украинского Возрождения хv - начала хv11 веков)
- 1) Социальная почва:
- 2) Роль церкви:
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Вопрос IV. Философские взгляды г.С.Сковороды
- 1) Биографические данные:
- Вопрос V. Роль Кирилло-Мефодиевского товарищества в развитии философской мысли в Украине середины XIX века.
- Вопрос VI. Украинская философия XX столетия.
- 1) Первые десятилетия в украинской философии - отход от
- Современная западная философия
- I. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи.
- Вопрос I. Американский прагматизм.
- 4) Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- 6) Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Вопрос II. Психоанализ
- 1. Общее понятие психоанализа.
- 3. Топографическая и динамическая схемы психика, выдвинутые Фрейдом.
- 4. Определяющие факторы психики человека.
- 5. Первая психологическая система Фрейда.
- 6. Вторая психологическая система Фрейда.
- 7. Феномен массы (толпы).
- 8. Основные направления неофрейдизма.
- 1. Общее понятие теологической философии.
- 2. Неотомизм.
- 3. Тейярдгом.
- 4. Иные направления современной теологической философии.
- Вопрос V. Основные направления современной позитивистской философии
- 1. Общее понятие позитивизма.
- 3. Общее понятие и основные проблемы махизма.
- 4. Общее понятие и основные проблемы неопозитивизма.
- 5. Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Вопрос VI. Герменевтика
- 1. Общее понятие герменевтика.
- 2. Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).
- Вопрос VII.Экзистенциализм. (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю,
- 3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- 4. Философия Сьореиа Кьеркегора - зарождение экзистенциализма.
- 5. Философия к. Яспера.
- 6. Философия ж. П. Сартра.
- 7. Философия а. Камю.
- 8. Философия м. Хайдеггера.
- 9. Будущее экзистенциализма.
- Раздел III
- 2) Конкретно-исторический способ бытия.
- 3) Танатология
- Лекция 22
- Вопрос I. Основные понятия философской онтологии
- 1. Этимология понятия «бытие»:
- 2. Бытие - универсальная система связей и отношений:
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- 1) Философия бытия
- 2) Философия небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Раздел IV
- 3. Активность субъекта познания.
- 4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.
- Вопрос 2. Знание, отражение, информация
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса
- Лекция 24 научное познание План:
- Вопрос 1. Научное знание, его специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 3. Основные функции научного познания
- Вопрос 4. Методология научного познания
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 5. Наука и общество
- Раздел V
- Вопрос 2. Объект, предмет и методы логики
- Лекция 26
- 3. Логика мышления происходит по правилам:
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- 1. Закон тождества:
- 2. Закон противоречия:
- 3. Закон исключенного третьего:
- 4. Закон достаточного основания:
- Лекция 27 понятие План:
- Вопрос 1. Определение понятия.
- Вопрос 2. Отличие понятия от представления.
- Вопрос 3. Методы образования понятий:
- 1. Имеет место совпадение объемов понятий. Такие понятия называются разнообъемными или заимозаменяемыми.
- 2. Имеет место включение объемов, когда объем одного понятия включен полностью в объем другого. Пусть а — это береза, а в — деревья.
- 3. Имеет место исключение объемов — это случай, в котором нет ни
- 5. Имеет место отношение соподчинения, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего понятия. А — автобус, в — трамвай, с — городской транспорт.
- Вопрос 4. Классификация понятий.
- Лекция 28 суждение План:
- Вопрос 1. Отличие суждения от понятия:
- Вопрос 2.Определение суждения:
- Вопрос 4. Формы суждения.
- Вопрос 5. Виды суждения.
- Лекция 29
- Вопрос 2. Структура умозаключений.
- Вопрос 3. Виды рассуждений:
- Вопрос 4. Виды умозаключений:
- Лекция 30
- 2. Место и роль программы в кси.
- 3. Научная и практическая проблема.
- 4. Цели и задачи кси.
- 5. Объект кси.
- 6. Гипотезы в кси и их проверка.
- Вопрос 2. Организационно-технический план кси.
- 1. Поисковый план кси
- 2. Аналитический план кси
- 3. Экспериментальный план кси.
- Лекция 31
- Лекция 32
- Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов
- Г и е — самые слабые звенья в коллективе
- 2. Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления (метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм).
- Вопрос 2. Универсальные структурные связи
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Связи детерминации и их отражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
- 1. Общая характеристика.
- 2. Концепция детерминизма: однозначный и вероятностный детерминизм, внешние и внутренние казуальные связи, самодетерминация.
- IX IV V
- Лекция 34
- 2. Переход в новое качество.
- 3. Эволюция (реформы) и скачки (революция), непрерывность и прерывность в развитии.
- Вопрос 2. Единство и борьба
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Отрицание отрицания
- 1. Общая характеристика.
- 3. Поступательность и цикличность в развитии.
- Раздел VII
- Вопрос 1. Проблема сознания в философии и науке.
- Вопрос 2. Общеприродные и биологические предпосылки возникновения сознания
- 1. Общая характеристика.
- 3. Отражение и информация.
- 4. Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных, а Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость.
- Вопрос 3. Труд, общение и язык -социальные детерминанты сознания.
- Вопрос 4. Общественно-историческая сущность сознания
- 1. Общая характеристика.
- 2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- Лекция 36
- 2. Сознательное и бессознательное.
- Сознание
- Б) Структура сознания
- 3. Самосознание, его предметность и рефлексивности.
- 4. Витальные переживання и ценности в структуре самосознания.
- Вопрос 2. Творческая активность сознания
- 1. Общая характеристика.
- Вопрос 3. Идеальное и материальное
- 1. Общая характеристика.
- 2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.
- 3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.
- Вопрос 4. Регуляторная функция сознания
- 1. Функциональные системы (по п.К. Анохину),
- 2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.
- Раздел VIII
- Вопрос 2. Философские и конкретно-научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.
- 2. Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. А) Социологическая концепция трактовки человека
- Вопрос 3. Содержание понятий «индивид», индивидуальность», «личность»
- 1. Общая характеристика.
- 2. Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, е. Юнг, э. Фромм,
- Вопрос 4. Деятельная сущность бытия человека. Материальный и идеальный, индивидуальный и общественный аспекты деятельности
- 1. Общая характеристика.
- 2. Творческое преобразование мира человека.
- I. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления.
- III.Закономерности и движение силы общественного развития.
- 3.Необходимость и случайность в общественном развитии.
- Вопрос 1. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления
- 2. Многовариантность общественного развития.
- Вопрос 2. Методология исследования общественного развития (д.Белл, ф.Маклуп, м.Порат, тейяр де шарден, о.Тоффлер, р.Тибальд)
- 1. Общая характеристика
- 2. Формационный и цивилизационный подходы.
- Вопрос 3. Закономерности и движущие силы
- 1. Общая характеристика.
- 2. Личность и народные массы как субъекты исторического процесса.
- 3. Необходимость и случайность в общественном развитии.
- Заключение
- Литература
- Оглавление
- Раздел III