logo search
PhilLecR

3. Прогрессивная арабская философия.

а) Общая характеристика: в IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:

б) Представители арабской философии: Аль-Кинди (800 - 879):

сделал первый шаг по европеизации арабской философии; ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании;

взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия - время, место и т.д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил: материю, форму, движение, пространство, время; выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакалли-мы - ортодоксальные «исламские схоласты») и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: логически-математическую; естественно­научную; метафизическую (философскую).

NЬ:IIричем по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.

философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).

Аль-Фарби (870 - 950):

систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям.

первым выдвинул идею об «эманации» и невсемогуществс Бога.

его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).

« считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);

наделял душу особыми свойствами - идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью; также считал вечным Бога и окружающий мир.

4. Философия Аверроэса (Ибн-Рушда) и ее значение для Европы (центр сопротивления схоластике). а) Даты жизни и творчество: из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126 -1198). Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско- европейской философии.

философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители - Аль-Кинди, Авиценна) и система­тизированного и творчески переработанного учения Аристотеля.

б) основные положения философии Аверроэса:

в) Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром

притяжения философских учений, противостоящих схоластике. г) Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение «О единстве разума против аверроистов».