logo search
PhilLecR

Раздел VIII

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ 37

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

План:

I. Сущность и предназначение человека в классической и современной философии.

1. Антропоцентризм и анропологические принципы в философии.

II. Философские и конкретно научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.

1.Общая характеристика.

2.Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека.

III. Содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

1.Общая характеристика.

2.Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, Е. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер).

IV. Деятельная сущность бытия человека.

Материальный и идеальный, индивидуальный и общественный аспекты деятельности.

1. Общая характеристика.

2. Творческое преобразование мира человеком.

Вопрос 1. СУШНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Антропоцентризм и антропологические принципы в философии.

а) к вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с разных точек зрения: — антропологи пытаются найти «недостающее звено» в биологической эволюции;

—философы работают над выявлением скачка, имевшего место в процессе человеческого становления.

Это способствует правильному пониманию проблемы антропологического исследования; б) было замечено, что превращение животных в людей не было мгновенным событием. Должен был существовать долгий период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез);

- эти два процесса неразрывно связаны друг с другом и составляют один общий процесс — антропосоциогенез;

- гипотеза Энгельса, высказанная в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человеке «раскрывает общий смысл антропогенеза. Она признанна многими антропологами мира.

- Важной чертой антропогенеза является комплексный подход и поэтому нельзя говорить, что сначала возник труд, потом—общество. Нужно рассматривать эту проблему комплексно. Труд выделяется в качестве центрального антропологического фактора, формирующего правила поведения, членораздельную речь и начатки рационального мыишения;

—важнейшим аспектом антропогенеза было развитие языка. Язык в более узком смысле - специализированная информационно — знаковая деятельность, именуемая речью. Язык участвует в порождении нашей предметной среды. Язык способствовал конструированию самой социальности. Предметно — практическая деятельность начала формироваться после появления языка.