logo search
PhilLecR

2. Формационный и цивилизационный подходы.

а) Формационный подход. Им необходимо овладеть для того, чтобы не исказить понятие формации и не превратить эту категорию из средства исследования реальности в орудие ее конструирования.

Образцом формационного анализа могут служить исследования К. Маркса и Ф. Энгельса.

К. Маркс и Ф. Энгельс поставили вопрос: какое общество вырастает из капитализма? Взяв за основу научный анализ капитализма, они выявили как самые общие, так и особенные признаки коммунистической формации: = общие признаки: общественная собственность, отсутствие товарно-денежных отношений, преодоление классовых различий; - особенные признаки: принципы распределения по труду.

построение теоретической модели формации, осуществляемое на основе очищенного от случайностей объекта и фиксировании сущности этого объекта;

=исследование экономических отношений, социальной структуры конкретной страны с помощью формационных моделей.

б) Цивилизационный подход.

«Цивилизация» есть воплощение в себе технологического аспекта культуры с акцентом на количественные параметры бытия, с установкой на беспредельное развитие со сменой целей этого развития.

Цивилизационный анализ исследования общественного развития включает:

= изучение общества;

= оценку его развития;

= определение места данного общества в мировом масштабе.

Цивилизованность общества определяется качественными критериями: = диапазон прав и свобод граждан; = приоритетность личности перед общественными институтами;

= культура межличностных отношении; = рациональное отношение к окружающей среде. —Для современного уровня цивилизации характерно: =развитие компьютеризации во всех областях жизни; = приоритетность международных отношений; - изыскание возможностей преодоления негативных последствий технического прогресса.

3. Современные концепции общественного развития: «информационное единство», «компьютерная демократия». а) Современная концепция «информационного общества» впервые появилась на Западе. В ее основе лежит известный социологической науке тезис «технологического детерминизма». Можно сказать, что в зарубежной социологии появилась концепция «информационного детерминизма» социального развития.

Концепция «информационного общества» появилась тогда, когда методология «технического детерминизма» стала подвергаться критике со стороны западных социологов.

С заявкой на такую роль выступила концепция «информационного общества». С ее принятием эволюция индустриализма приняла вид триады:

= общество «синих воротничков» (индустриальное); = Общество «белых воротничков» (постиндустриальное); = общество «железных воротничков».

Три параметра постиндустриального общества имеют отношение к анализу телекоммуникаций: = переход от общества, производящего товары, к обществу услуг;

= кодификация теоретического знания как центрального источника инноваций в технологии; = появление новой «интеллектуальной технологии» в качестве ключевого инструмента системного анализа и теории принятия решений.

Информационную среду следует определять прежде всего как средство коммуникации между людьми.

Важнейшие свойства информации: = неуничтожимостъ; объективность; = нейтральность; — независимость; = большой интегративный потенциал.

Сама сущность информационно-компьютерной революции хорошо изучена в философском и социальном аспекте. Так, в статье А.И. Ракитова «Компьютерная революция и информатизация общества» автор подчеркивает, что современное человечество находится на одном из самых крупных переломов в своей истории. При этом одним из магистральных направлений развития человечества является информатизация общества, особый социально-технический прогресс, в основе которого лежит компьютерная революция.

б) Проблема демократии является одной из центральных в системе западных концепций информационного прогресса.

Новый компьютерно-основанный век принес в США аналитическую деловитость таким житейским проблемам, как образование, собственность, международная политика. ~ Век компьютеров входит в век городского планирования,

Компьютерный век ставит и ряд вопросов, один из которых волнует всех в США это вопрос о том, что достигнув уровня, где все будет возможно технически, будем ли иметь полный доступ к информации как основному праву в постиндустриальном демократическом обществе? Или это будет желаемая, но запредельная цель, достижение которой будет сведено к игре экономических и социальных сил.

- Выбор между этими традициями отражает демократические традиции открытой информации, поддерживающей американские потребности знать и иметь право на вызов времени.