logo search
PhilLecR

1. Общая характеристика.

а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков;

б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин;

в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии;

г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание;

д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний);

е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта;

- компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом;

- с точки зрения искусственного интеллекта, знание - форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности:

= внутренняя интерпретируемость;

= структурированность;

= связность;

= семантическая метрика;

= активность;

- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания;

ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») к знанию возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества;

именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества основанного на знании»;

подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей.

Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. — структуру см. в вопросе I.

а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно- эмоциональные и чувственно -сенситивные:

б) рациональное знание - высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета;

в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общий основой является практика;

обе ступени познания имеют единую физиологическую основу — нервную систему человека;

- односторонность понимания процесса познания

приводила к отклонению от истины:

= представители эмпиризма (грёч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира;

= эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они — плод фантазии человека;

= в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания;

= рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта;

под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются;

с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать.

Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв ведет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности.

3

Творчество и интуиция.

а) Интуиция это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства.

- интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;

свойства интуиции:

= неожиданность решения задачи;

= неосознанность путей и средств ее решения;

= непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов;

- виды интуиции:

= техническая;

= научная;

- обыденная;

= врачебная и т.д.

по характеру формирования и проявления интуиции:

= основательная профессиональная подготовка;

= поисковая ситуация;

= действие у субъекта поисковой доминанты;

= наличие «подсказки».

В последнее время встал вопрос о создании особой науки эвристики («я нашел!»):

= эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни;

= фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости;

= они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность;

интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения;

- такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины;

- Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от окон строгого рассуждения».

б) Творчество деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека: творчество—это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

путь интуиции — это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям.

Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное взаимодействующие между собой стороны познания.