logo search
PhilLecR

Вопрос 2. Объект, предмет и методы логики

а) Объект логики:

3. Умозаключение

2. Суждение

1. Понятие

3. Представление

2. Восприятие

1. Ощущение

II ступень познания мира – рациональная (разум, мышление)

1ступень познания

мира -чувственная

Итак, сфера мышления (объект мышления) — это II ступень познания окружающего мира — рациональная.

— специфика II ступени познания мира:

Во-первых, мышление — это сложное системное явление ра­боты мозга.

Во-вторых, многие науки изучают механизмы мышления. Од­нако в отличие от них в логике мышление — это инструмент позна­ния окружающего мира. Именно этот аспект мышления исследует логика. Более того, именно это и является предметом изучения логи­ки.

б) Предмет логики:

— итак, предметом изучения логики является человеческое мышление в качестве инструмента познания мира.

NB: мы уже говорили выше о том, что мир можно познавать не только при помоши мышления, но и при помощи чувств. Однако возможности чувственного познания ограничены в про­странстве и времени; чувственное познание не позволяет в пол­ном объеме увидеть сущность объекта, т.к. не видит и не разли­чает случайное и необходимое в объекте. То есть чувственное познание — это индивидуальная форма восприятия субъекта и не может претендовать на объективность.

Мышление, в отличие от чувственного познания, потенциаль­но более объективно.

— потенциал мышления как инструмента познания: Во-первых, в отличие от чувственного познания мышление имеет цельно-обобщающий характер: оно способно абстрагироваться, отвлечься от несущественных случайных черт объекта; если чувство фиксирует какую-то единичную черту объекта, то мышление не позволит единичному заслонить всю цельность анализируемого объек­та.

Во-вторых, понятие, суждение и умозаключение — это более объективный инструмент познания мира, чем ощущения, восприя­тия и представления, и потому обеспечивают большую гарантию истины.

В-третьих, в отличие от чувственной ступени суждения и умозаключения доказательны и доказуемы.

В-четвертых, если чувства более консервативны, то мышле­ние (разум) более динамично.

В-пятых, в отличие от чувств мышление поливариантно: оно может быть практическим, игровым, имитационным, творческим, языковым и т.п. Логика в большей степени имеет дело с языковым мышлением, так как язык — это форма идентификации и материа­лизации мышления. По языку диагностируются многие аспекты мышления — его развитость, социально-культурный контекст, пси­хопатология личности и т.п.

NB: надо помнить, что мышление — не синоним сознания человека.

Если сознание — это осознание (понимание, осмысление), то мышление — это рациональные процедуры такого осознания.

Таким образом, предметом логики является анализ стандар­тов, корректности, правильности понятий, суждений и умозаклю­чений.

в) Методы логики:

Таким образом, как и любая наука формальная логика имеет объект, предмет и методы исследования окружающего мира.