logo search
PhilLecR

2. Неотомизм.

а) Наиболее авторитетное течение современной теологической философии - неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882,- 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 -1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920). База неотомизма - учение Фомы Аквинского. Центральный принцип -гармония веры и разума.

б) Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания. Цель неотомистов: доказать правильность, истинность католицизма и католической философии; приспособить католицизм к современным условиям; приблизить католицизм к простым людям.

в) Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.

г) Основными частями учения неотомизма являются: метафизика (общая и прикладная); гносеология; натурфилософия.

- Метафизика - базовый раздел - состоит из: общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге); прикладной метафизики - учения об окружающем мире и человеке. д) Основные цели неотомизма:

креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

откровение (Бога о себе - в Библии);

разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);

единство суцности и существования в Боге; подобие человека Богу;

человек - единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.