logo search
PhilLecR

2) Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию - главной идеи рационализма.

а) Логика доказательства Декартом идеи о том, что в основе бытия и познания лежит разум:

- в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.),

но в абсолютно любом явлении и любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

Nb: Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит.

- мыслить может реально существующий человек.

Nb»: Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания.

- поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

Nb:В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю. следовательно, я существую».

3) Учение Декарта о субстанции.

а) онтологическая парадигма: изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее

понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В

качестве такового философ выводит понятие субстанции.

NЬ:Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего

существования ни в чем, кроме самого себя.

- таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя.

Nb: Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производим, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

Декарт выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных.

Nb: Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Nb: Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют и материальная, и духовная субстанции, что позволило ему возвыситься над природой.

Nb: В целом учение Декарта о субстанции можно выразить идеей дуализма.