logo search
Практикум по философии

Задание

В кроссворде спрятано 23 слова, относящиеся к теме "Познание и наука". Найдите их и раскройте их смысловую нагрузку.

НАУКА

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука - это творческая деятельность по получению нового знания, результат этой деятельности, - совокупность знаний, в понятийной форме приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства. Сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только "чистое знание", своеобразный социальный институт.

Наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Эта система разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин.

Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа:

фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально - практических проблем, с опорой на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и неподвижны. Тем более, что все чаще происходит соединение научных знаний в форме так называемых "стыковых дисциплин" - физическая химия, биофизика, геохимия и т. п.

Каждая наука и научная дисциплина включают в себя 4 необходимых компонента в их единстве:

а) Субъект науки. Это и отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и - в конечном итоге - общество в целом.

б) Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

в) Система методов и приемов, характерных для последних и обусловленных их предметами.

г) Свой своеобразный язык - естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Она выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее "срезах" и соответственно - в совокупности специфических своих элементов:

1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; 2) результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях; 3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); 4) "вырастающие" из них законы, принципы и теории (альтернативные в том числе); 5) философские установки; 6) методы, идеалы и нормы научного познания; 7) социокультурные основания; 8) стиль мышления.

Научное познание - развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм "мыслительных действий". Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Основными компонентами, в которых выражается структура теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер, и требует проверки, обоснования.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (подробнее о теории см. ниже).

Любая научная теория - это органическая развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории: 1) Исходные основания - фундаментальные первичные понятия, принципы, законы, постулаты, аксиомы и т. п. 2) Идеализированный объект данной теории -абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т. п.). 3) Логика теории, нацеленная на прояснение структуры и развития знания, содержащая определенные правила вывода и способы доказательства. 4) Совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой момент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности. 5) Филосовско-методологические установки и ценностные факторы.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

  1. Синтетическая - объединение отдельных достоверных знаний в единую, развивающуюся, целостною систему.

  2. Объяснительная - выявление причинных и иных связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития.

  3. Методологическая - разработка на базе теории многообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности.

  4. Предсказательная (функция предвидения) - формулировка представлений о существовании неизвестных ранее фактов, объектов и их свойств, или о тех, существование которых известно, но они пока еще не выявлены.

  5. Практическая - быть в конечном счете воплощенной в практику, стать "руководством к действию" по изменению реальной действительности.

Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет, но и свою своеобразную систему методов, обусловленных их теориями, а в конечном итоге - спецификой предметов их исследования.

Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие "методология" имеет два основных значения: 1) Система определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); 2) учение об этой системе, теория метода.

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Все методы научного познания по степени общности и сфере действия разделяются на следующие основные группы:

I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. .Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу относятся также аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивистский, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные философские методы.

П. Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими принципами специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, элемент, система, оптимальность, вероятность, нестабильность, самоорганизация и др.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают опосредованную связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся: системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация, синергетический подход и др.

III. Частнонаучные методы, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

IV. Дисциплинарные методы, т. е. система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс многих дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.