logo
Практикум по философии

Упражнение №27

Западная философия (Дайте характеристику философии)

Неопозитивист

Герменевтик

Структуралист

Представитель феноменологии

Экзистенциалсит

Представитель религиозной философии

Представитель философии психоанализа

Бергсон

Витгенштейн

Гадамер

Гуссерль

Камю

Карнап

Кун

Кьергьегор

Леви-Строс

Маритен

Марсель

Поппер

Рассел

Сартр

Тойнби

Фрейд

Фром

Хайдеггер

Шарден

Ясперс

БЫТИЕ

Бытие — категория, фиксирующая основу существова­ния (для мира в целом или для любой разновидности суще­ствующего); в структуре философского знания выступает пред­метом онтологии; в теории познания рас­сматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разре­шения проблемы источника существования того, что есть — в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых филосо­фов. философия как таковая ставит целью прежде всего на­хождение подлинного (в отличие от кажимого) бытия и его ос­мысление (или — участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия бытия и его места в структу­ре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объек­тивного существования. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия бытия Парменид. Он выделяет ос­новные характеристики бытия — целостность, истинность, бла­гость и красоту — и манифестирует единство мысли и бытия (и — не-мысли и небытия). Разделение (точнее — удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действитель­ность (мир подобий) является началом европейской метафи­зики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) бытия. Классифицирующий анализ бытия у Аристотеля (в частно­сти, он выделяет уровни — возможное и действительное бытие) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к бытию. В период средневековья бытие рассматривается с религиозных позиций: истинное бытие — Бог, мир же несамо­стоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает бытие как природу, с одной стороны — самостоятельную (все существующее — творение природы), с другой — нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности бытия человеку как оформляющему, собирающе­му из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия бытия — теперь оно воспринимается как внешнее, неулови­мое человеком в его познании, а вскоре начинает восприни­маться как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов бытия с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, био­логическое, социальное. Реабилитация понятия бытия в филосо­фии двадцатого века связана с именем Хайдеггера.

При изучении темы "Бытие" очень часто употребляется философские понятия "материя", "движение", "пространство и время", "взаимосвязь", "закон", "законы диалектики". Какова смысловая нагрузка этих понятий?

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время.

Движение - это универсальный способ существования материи. Движение - это всякое изменение, это сила, энергия материя. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи. Движение абсолютно, а покой относителен. Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механические, физические и химические явления, жизнь растений и животных, человек, жизнь общества. Но при всем качественном многообразии составляющих мир вещей и процессов - мир един, поскольку все, что входит в его состав, есть лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчиненные некоторым всеобщим законам. Все составные части материального мира имеют историю своего развития.

Пространство есть категория, которая выражает такие свойства материи, как протяженность, структурность, единство прерывного и непрерывного в структуре, количественную и качественную бесконечность. При характеристике пространственных координат указывают на свойство трехмерности пространства.

Время - это философская категория, которой обозначают такие совокупные свойства движущейся материи, как длительность, вечность (прошлое, настоящее, будущее), необратимость.

При изучении этой темы "Бытие" изучают, как уже подчеркивалось, три закона диалектики.

Закон перехода количества в качество – закон диалектики, выражающий общий механизм изменения: медленные количественные изменения ведут к нарушению, разрушению меры, наступает скачок, что приводит к превращению прежнего качества в другое качество. Процесс перехода одновременно прерывен и непрерывен: прерывность выступает в форме качественного скачка, непрерывность – в форме количественного изменения.

Закон единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики, описывающий источник изменения, развития как разрешение возникающих противоречий. Основу всякого развития составляет противоречие – борьба (взаимодействие) противоречивых, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Единство противоположностей относительно, их борьба – абсолютна. Единство фиксирует начальную стадию развития противоречия, борьба раскрывает высший этап развития противоречий, после чего наступает период разрешения противоречия, приводящий к качественному преобразованию объекта и возникновению нового противоречия.

Закон отрицания – закон диалектики, выражающий направленность, преемственность, цикличность развития. Каждый цикл состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Форма процесса развития имеет вид спирали; каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как цепь циклов.