Неопозитивизм и поспозитивизм
Начало неопозитивизма относится к 20-м годам XX века (М. Шлик, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел). Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятиями типа "чистый разум", "абсолютная идея" и т.д. По мнению неопозитивистов, философия должна быть коренным образом преобразована с позиций современного естествознания и математики.
Неопозитивизм неоднороден. Основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм. По мнению неопозитивистов, философия не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Представители логического позитивизма считают, что задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений. Все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний. Центральная задача философии – разработать принципы проверки этих высказываний на соответствие опыту человека, позитивному данному. Б. Рассел выдвинул положения о том, что все высказывания делятся на три основные категории:
1) логико-математические (аналитические);
2) эмпирические (синтетические);
3) метафизические (научно-неосмысленные).
Философия должна проанализировать высказывания, имеющие хождение в науке. Это позволит изъять из науки все научно неосмысленные предложения и обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения. Каков же критерий научности? Логическим позитивизмом была выдвинута "верификационная концепция знания", или принцип верификации высказываний (от лат. veritas – истина). Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида, к "атомарным высказываниям". Неопозитивизм истолковывает истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.
Усилия неопозитивистов не были бесплодны для науки и философии. Они дали определенные положительные результаты. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики открывало новые возможности для комплексного анализа знания, в частности, для логико-лингвистического анализа. Движение от языковой формы к формально-логической, а также от математико-логической формы к более общему логическому формообразованию открывает возможность, с одной стороны, движения "восхождения" ко все более высокой формализации, с другой стороны, нисхождения от более общих логических форм к более конкретным логическим высказываниям. На пути "восхождения" возможно построение множества относительно обособленных или взаимосвязанных языковых, формально-логических, математико-логических систем: достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо языковые образования (имена, предложения, их комплексы), договориться (заключить конвенцию) – и родятся новые системы исчисления высказываний.
Неопозитивисты создали новые, легко формализующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания, проникновения в это знание математических методов и аппарата. Эти предпосылки были реализованы в структурализме. Структурализм – это течение на стыке современной науки и философии, выражающее стремление придать гуманитарным наукам статус точных наук.
Логическим развитием неопозитивизма является постпозитивизм, который сформировался во второй половине XX века. Он представлен К. Поппером, Т. Куном, И. Лакатосом, П. Фейерабендом.
Постпозивитизм считает, что философские концепции влияют на конкретно-научное знание путем переформулировки метафизических проблем в проблемы научного метода (К. Поппер), или же эти концепции и утверждения органически входят в конкретно-научное знание (И. Лакатос). При исследовании науки следует применять один или совокупность нескольких подходов: историко-научного, методологического, логического и т.д. Любое научное знание рассматривается как целостное образование, оно не разделяется на независимые друг от друга уровни: эмпирический и теоретический.
Всеми постпозитивистами признается развитие научного знания, но для всех современных постпозитивистов характерен отказ от наивного кумулятивизма (постепенного и неуклонного приращения знания). Они считают, что в истории познания нет постепенного приращения знаний. Научные теории, как правило, несопоставимы и несоизмеримы, научные революции ведут к смене парадигм научного знания. Поэтому целью изменения научного знания, является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания званий; лучшее понимание изучаемых феноменов, решение большего числа научных проблем, построение более простых и компактных теорий.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление