logo
Практикум по философии

Демокрит

Демокрит из Абдер (около 460 до н.э. – дата смерти неизвестна, по некоторым сведениям прожил более 100 лет), древнегреческий философ-атомист и ученый-энциклопедист.

Демокрит является представителем материалистического учения, оказавшим в дальнейшем огромное влияние на развитие европейской философии и естественно-научной мысли. Основные положения своей атомистической доктрины Демокрит заимствовал у Левкиппа, развив их и построив на их основе универсальную философскую систему. Согласно Демокриту, основой бытия являются атомы, пустота и движение. Атомы – вечные, неделимые, мельчайшие, невидимые материальные единицы. Они разнообразны по форме и обладают постоянным свойством – объединяться и разъединяться. Всё изменчивое многообразие мира есть различное соединение и разъединение атомов. Движение атомов происходит в пустоте (пространстве). Всем движением управляет закон причинности. У Демокрита впервые в истории философии появляется развёрнутая теория познания, основанная на различении чувственного и рассудочного знаний. Чувственный опыт – исходный пункт познания, однако сам по себе он может дать лишь “тёмное”, то есть неполное и недостоверное знание, так как истинная “природа” вещей (атомы) недоступна чувству и постигается лишь с помощью мышления. Чувственные восприятия объяснялись Демокритом, как и Эмпедоклом, истечениями, попадающими в органы чувств (у Демокрита – потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Имеются указания на то, что Демокрит распространил атомистические представления на пространство и время, построив своеобразную атомистическую геометрию.

Опираясь на представления Левкиппа о необходимости и закономерности всего совершающегося, Демокрит рассматривает необходимость как движение, сопротивление и соударение атомов. Случайность в смысле беспричинности им отвергалась: случайными кажутся те события, причин которых мы не знаем. Познание сводится к установлению причин происходящего; известно высказывание Демокрита, что он предпочитает найти одно причинное объяснение, чем получить царскую власть над персами.

Демокрит развивал концепцию о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры, изменив в ней лишь некоторые детали. Миры, по Демокриту, различны по величине и структуре: в некоторых мирах нет ни Солнца, ни Луны, в других Солнце и Луна больше наших, в третьих имеется большее число аналогичных светил. Расстояния между мирами не равны, причём одни миры только возникают, другие находятся в расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Все типы живых существ – птицы, наземные животные, рыбы – различаются характером атомов, из которых они построены. Живое отличается от неживого наличием души, состоящей из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Проводя аналогию между устройством человеческого организма и космосом, Демокрит впервые употребил термин “микрокосм”. Душу Демокрит считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Боги, по Демокриту, – это особые соединения круглых, огненных атомов; они нелегко разрушаются, но всё же не вечны. Они способны благотворно или зловредно воздействовать на человека, а также подавать людям те или иные знаки.

Сократ

Сократ (470 – 399 до н.э.) вошёл в историю философии как символ мудрости и высокой нравственности. Он жил в период расцвета Афинской демократии при Перикле и её упадке во время Пелопоннесской войны. Сократ ничего не писал, он вёл философские беседы, вызывая собеседника на философский спор. Его метод получил название “ирония Сократа”. Притворясь несведущим в предмете спора, выражая восхищение знаниями собеседника, Сократ затем, хитро улыбаясь, уличал его в невежестве и заботливо помогал усвоить ту новую истину, которой владел он сам. Внешне уродливый и неряшливый, Сократ в то же время привлекал людей душевной красотой. Афиняне безумно любили чудаковатого мудреца, жена Ксантиппа его ненавидела и ежедневно бранила за безделье по дому.

В своих поисках Сократ стремился ответить на вопросы: что есть сущность человека? В чем смысл жизни человека? Он пришел к выводу, что человек – это его душа, а душа – разум и нравственная ориентация поведения. Отсюда вытекало, что человек прежде всего должен проявить заботу о душе, о своей нравственности. Душа – наша субъективность, активность, путеводитель, а тело – инструмент в руках души. Душа – хозяйка, госпожа тела и инстинктов, потребностей тела. Свобода заключается в господстве души над телом. В то же время для него был неприемлем гносеологический и этический релятивизм софистов, с которыми, судя по диалогам Платона, он неоднократно вступал в споры. Обсуждая смысл различных нравственных понятий (благо, мудрость, справедливость и т. д.), Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения. В этике Сократ придерживался строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна знанию и что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Политические взгляды Сократа основывались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать “лучшим”, т. е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам; исходя из этого, он подвергал суровой критике недостатки современной ему афинской демократии, критиковал Сократ и консерваторов за их консерватизм.

Антидогматизм Сократа выражался, в частности, в его отказе от претензий на обладание позитивным знанием; в силу этого он считал себя не учителем мудрости, а всего лишь человеком, способным пробуждать в других стремление к истине. Образ Сократа, нарисованный Платоном с замечательным художественным мастерством, вошёл в сознание последующих поколении как высочайший пример кристально честного, независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всех других побуждений. Как справедливо отмечал В.С. Соловьев, Сократ воюяя против консерваторов и софистов-нигилистов, вызывал и тех и других ненависть, так как он обличал их в невежестве, в незнании того, как правильно, справедливо управлять обществом, что необходимо выбросить и что необходимо сохранить из традиций и верований наших предков. Поэтому Сократу было суждено погибнуть как правдоискателю, как проповеднику справедливости и добродетели. Враги Сократа написали на него донос. В 399 году Сократ был приговорен к смерти. Он мужественно принял яд в присутствии друзей. Трагическая смерть принесла ему бессмертие.

После смерти Сократа ряд его учеников создали собственные школы. Антисфен создал школу киников. Киники пропагандировали нищенский образ жизни, отказ от достижений культуры. Ярким представителем киников был Диоген из Синопа. Аристипп основал школу киренаиков. Киренаики утверждали, что смысл жизни в чувственном наслаждении (гедонизм). Самым выдающимся учеником Сократа был Платон.

Платон

Платон (427-347 до н.э.), крупнейший философ древности, классик античной философии. Самое главное в философии Платона - теория тидей, теория познания, учение о государстве.

Теория идей. Платон разделил мир на две части. Первый – материальный, физический, воспринимаемый нашими чувствами. Он текуч, изменчив, бесконечно многообразен. Итак, наши органы чувств воспринимают материальный мир явлений. Но мы не ограничиваемся анализом мира явлений. В мышлении на понятийном уровне мы анализируем идеальный объект. Например, мы видим колесо, которое похоже на окружность. Но в мышлении мы анализируем идеальную окружность. Существует ли мир, который мы представляем в наших понятиях? Да, существует, отвечает Платон. Это мир сущностей. Мы его постигаем умом. Это умопостигаемый мир. Чувствами мы его не воспринимаем. Он сверхчувственный. Таким образом, существует второй мир – сверхчувственный, умопостигаемый, интеллигибельный (мыслимый). Этот неощутимый мир Платон назвал миром идей, миром чистых, совершенных форм, миром Эйдосов. На уровне чувственного познания у нас, считал Платон, возникают мнения, а на уровне понятийного познания мы получаем подлинную науку, так как имеем дело с миром сущностей, то есть с миром идей. Мир идей иерархичен. Нижний слой – идеи конкретных вещей, средний – идеи общего характера. На самом верху – идея Блага. Благо обладает свойством Демиурга, то есть Творца. Идеи вечны, они прообразы вещей. Вещи – подобие и отражение идей.

Теория познания. Человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Она не погибает, а продолжает жить в мире идей. Платон сторонник учения Пифагора о реинкарнации. Отсюда – суть процесса познания есть воспоминания. Познание есть анамнезис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность представить новое знание как проникновение в сущность. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание – это познание, которое проникает в мир идей, то есть в мир сущностей.

Теория государства. Идеальное государство – иерархия трех классов: 1) крестьяне, ремесленники, купцы; 2) воины – стражники; 3) правители – мудрецы. Первый класс образован из людей, в коих преобладает вожделеющая часть души; второй – в коих преобладает волевая часть души; третий – в коих преобладает рациональная часть души: они мудрецы. В идеальном государстве господствует справедливость, все подчиняются закону, каждый выполняет добросовестно свои функции в соответствии с разделением на три класса. Людей с детских лет воспитывают так, чтобы привить им навыки, которые соответствуют его принадлежности к тому или иному классу. Чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, Платон предлагает ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жён, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в общественной жизни. Идеальному государству Платон противопоставляет отрицательный тип государства, который проявляется в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. При тимократии правят честолюбцы, при олигархии – кучка богатых, при демократии – безграмотные бедняки, уничтожающие богатых, при тирании (это вырождающаяся демократия) властвует капризный, своевольный тиран.

Всю жизнь Платон мечтал воплотить свое учение об идеальном государстве в правлении сиракузского тирана. С этой целью он трижды выезжал в Сиракузы. Однако каждый раз его планы неизбежно проваливались.