Постмодернизм
Постмодернизм – понятие, используемое в современной культурологии и философии для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца 20 в. Возникая как своеобразное продолжение авангардистских экспериментов начала века, критически переосмысливших основы дидактично-рационалистического миропонимания Нового времени, постмодернизм переходит от константации несостоятельности глобальных «притязаний разума» к попыткам обозначить ориентиры «пост-неклассического» интеллектуального опыта. Констатируя упадок тоталитарных идеологий, экстремистско-революционных попыток подчинить им ход истории и сопредельных «партизанских» технологий модернизма, постмодернизм выдвигает в качестве главного творческого принципа радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. В ключе постмодернизма философия в значительной мере отказывается от традиционных претензий на четко артикулированную истину, превращаясь в своеобразный генератор метафор и языковых игр, а привычные этические приоритеты сменяются эстетическими. Для постмодернизма характерен интерес к разнообразным формам спонтанного жизненного опыта, довербального или поливербального переживания реальности как естественному основанию произвольной активности постмодернистского сознания. Отказ от дуального (субъект-объект) восприятия реальности по существу приводит посмодернизм к построению на обломках прежних мифов новой мифологии, нового лексикона мироздания, предлагающего различные варианты его наименования и принципиального воздерживающегося от любых окончательных суждений по этому поводу. Считая идею прогресса одним из «мертвых» мифов западного мира, постмодернизм рассматривает движение культуры с точки зрения умножения образов и имен, усложнения языка и обогащения смысла архетипических представлений. В современном культурном процессе постмодернизм присутствует не как ярко выраженное философское направление или завершенная эстетическая концепция (в силу его изначальной глубинной самоиронии), но, скорее, как констатация исчерпанности творческих потенций культуры Запада, способной ныне лишь на тиражирование уже однажды сказанного. Тем не менее, избранная постмодернизмом своеобразная техника «инвентаризации культуры», включающая в активный обиход забытый, запретный, банальный или маргинальный культурный материал, создает тем самым реальную возможность дальнейшего культуротворчества «после постмодернизма». Методологически тесно связан с постструктурализмом. Ведущими представителями постмодернизма являются Барт, Лиотар, Батай, Рорти, Деррида, Делез и Бодрийяр.
В постмодернизме имеются исходные понятия: нарратив, симулякр, ризома, языковая игра, смерть автора. Рассмотрим эти понятия.
Нарратив (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - важнейшее понятие в философии постмодернизма, фиксирующее способ существования текста. Постмодернисты считают, что любой текст следует рассматривать не с позиций наличия в нем правильного, истинного отражения события, объекта, а с позиций того, какой смысл вкладывает Автор и какой смысл вкладывает Читатель. Причем Авторский смысл должен иметь второстепенное значение. На первый план выходит Читатель. Читатель определяет, конструирует смысл текста. Текст как нарратив - это рассказ, который всегда может быть рассказан Читателем по-иному. Следовательно, Читатель налагает на текст свою схему смысла. Такой подход сближает постмодернизм со средневековым номинализмом. Итак, с точки зрения постмодерна, смысл текста не в самом тексте, а в ассоциациях, возникающих у Читателя смысле текста.
Симулякр (фр. simulacres - симуляция) - термин в философии постмодернизма для обозначения всепонятийного средства фиксации переживающего состояния. Термин введен в оборот Батаем и подробно интерпретирован Бодрийяром. В работе "Симулякры и симуляция" Бодрийяр утверждает, что в рамках симуляции мы симулякрами заменяем реальное знаками реального. Симулякр - это знак. Симулякры - это знаки, которыми мы произвольно конструируем реальность. В этой знаковой конструкции определяющим является процесс замены реального объекта, реального отношения, реального события системой знаков.
Раньше люди, обмениваясь мыслями, считали, что мысль конструируется из понятий, что понятия выражают сущность анализируемого объекта, что сущность существует объективно и проявляется (или является) через многообразие видимого конкретного, отдельного. Следовательно, люди, общаясь, понимают друг друга, так все стремились соблюдать правило адекватного отражения содержания объекта в содержании мысли. Все изменилось в наши дни. Теперь господствует принцип симуляции, принцип притворства. Вся реальность предстает в качестве костюмированного маскарада, в котором за масками-знаками кроется непознаваемая реальность. И никогда реальность знаков не может выразить реальность жизни в любых ее проявлениях: власть и властные отношения, информация и информационные отношения, экономика и экономические отношения. Перед нами, считает Бодрийяр, лишь симуляция, притворство, лживость, обман, предстающий не привычными понятиями, а системой знаков, которые тоже симукляры, притворщики.
Ризома (от фр. rhizome - корневище) - третье важнейшее понятие философии постмодернизма, фиксирующее принципиально нелинейные способ организации целостности текста, оставляющей открытой возможность как для внутренней имманентной подвижности, так и для интерпретационного плюраризма. Понятие "ризома" выражает фундаментальную для постмодерна деконструктивную установку на презумпцию разрушения традиционных представлений о структуре текста. Установка постмодерна сводится к тому, что текст не имеет стержня, основной идеи. Текст есть окрошка, винегрет из разных посылок, точек зрения, множества цитат из разнородных работ. Автор, манипулирует обилием цитат, смущает Читателя этой муравьиной кучей, где нет логики раскрытия темы, и не видно лица Автора. Философский текст постмодерна (как и тексты по любой сфере культуры) похоже порой на бесформенный словарь или хрестоматию, с отсутствием жесткой конструкции текста. Читатель, знакомясь с текстом, не может уловить позицию автора. Напротив, читая текст, каждый Читатель волен конструировать свое мнение по поводу текста или проблемы. Текст лишь провоцирует набор проблем, вокруг которых Читатель строит свое субъективное мнение, исходя из своей подготовки и своего интереса.
Языковые игры. Понятие введено Витгенштейном. В философии постмодерна понятие "языковые игры" фиксируют плюральность нарративных практик. В классической философии текст воспринимался читателем как содержание того объекта, о котором говорил Автор текста. В философии постмодерна текст рассматривается как языковая игра. Источником смысла становится не текст, изложенный Автором, а в большей степени сам Читатель. Читатель, Автор и текст составляют единое поле для языковой игры. В этой игре на первом плане плюрализм восприятия и произвольность конструирования с помощью языка различных моделей содержания. Это позволяет путем языковой игры создавать множество сюжетов и субъективных восприятий, которые не имеют под собой никакого реального содержания. "Языковая игра", таким образом позволяет создавать вымышленную реальность, фантастические миры, а на современном уровне виртуальную реальность. Отношение Читателя к тексту может быть рассмотрено как отношение игрока к виртуальному миру.
Представитель постмодернизма Лиотар считает, что всякое культурное своеобразие может рассматриваться как языковая игра. В рамках каждой языковой игры есть правила, методы и общие словари, которые используются участниками, чтобы отличить собственные языковые игры от чужих. Порой одна языковая игра может накладываться или даже быть поглощенной другой игрой. В этом мире многочисленных, перекрывающих одна другую языковых игр ни одна из них не может добиться полного превосходства. В действительности различия между некоторыми языковыми играми могут быть настолько велики, что их правила делают общение между ними бесполезным.
Смерть Автора (или смерть Субъекта) - постмодернистский метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов в субъектно-объектной оппозиции. Как уже подчеркивалось, в классической философии объект рассматривался с позиций единства явления и сущности. Исследователь стремился раскрыть невидимую, но объективно существующую сущность. Результаты познания сущности фиксировалась в понятиях. Понятия выражались знаковой системой (языком, речью). Читатель, изучая текст, воспринимал текст как описание реальности, описание сущности. Читатель оценивал Автора с позиций глубины и широты описания этой сущности. В постмодернизме субъект (или Автор) не претендует на раскрытие объективно существующей сущности, объективной реальности. Автор в большей степени выражает свое субъективное отношение к проблеме и это свое отношение он может выражать произвольным, а порой и хаотичным набором огромного количества цитат из разных источников. В такой ситуации размывается позиция тех авторов, которых цитируют и того автора, который манипулирует цитатами. Следовательно, лицо Автора теряется за многочисленными цитатами, его концептуальный взгляд размывается, не просматривается. В свою очередь Читатель тоже включается в воображаемую и предложенную языковую игру и стремится тоже выразить лишь свое эмоциональное субъективное настроение, а не проникнуть в сущность реального процесса. Такая ситуация, когда размыт Автор (или субъект познания) философами постмодернизма называется смертью Автора или смертью субъекта.
Подводя итог, можно сказать, что постмодернизм отрицает концепции существования универсальной рациональности, объективной теории познания, о способности Субъектом (Автором) выражать объективную истину, а также в целом самого фундамента человеческого знания. От рациональности делается шаг к мифотворчеству.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление