logo
Практикум по философии

Философия революционных демократов XIX века

Зачинателем революционной демократии, как уже было отмечено, был Радищев. Его линию продолжил Герцен. Крупнейшими философами революционной демократии XIX века были В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Революционными демократами они назывались потому, что в своих работах развивали концепцию революционного преобразования России на демократических началах. Они примыкали к западничеству, критиковали славянофилов за их консерватизм, за стремление изолировать Россию от общемирового развития. Революционеры-демократы были ярыми сторонниками распространения научных знаний, развития светской культуры. Так как революционеры-демократы выступали с резкой критикой существующего строя и призывали к борьбе за новый политический строй и изменение социально-экономического уклада жизни, то их нередко преследовали, сажали в тюрьмы, ссылали на каторгу.

Философы революционной демократии были и крупными литераторами, литературными критиками. Своими литературными, публицистическими, философскими произведениями они оказывали влияние на формирование общественного мнения в России.

Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский (1822–1889), революционер-демократ, писатель, литературный критик, философ.

Чернышевский оставил большое литературное наследие. Главное философское произведение - «Антропологический принцип в философии». В нем автор защищал позиции материализма и диалектики, выступал за союз философии и естествознания. Человек, по мнению Чернышевского, есть высшее создание природы. Под «антропологическим принципом» Чернышевский подразумевал концепцию человека как единого организма. Все психические явления определяются физической организацией человека. Человек подчиняется в своем функционировании тем же законам, что и остальная природа. Поэтому человеческое поведение целесообразно объяснять теми же терминами, которыми наука объясняет органическую и неорганическую природу. В природе и в поведении человека действует причинность. Каждый индивид действует по принципу психологического эгоизма, в основе которого лежит стремление к удовольствию. Здесь Чернышевский примыкает к этической теории разумного эгоизма, согласно которой удовольствие должно достигаться разумным, гармоничным образом. Этому может способствовать только то общество, которое организовано на принципе справедливости.

Чернышевский был одним из теоретиков крестьянского социализма. Идеи социализма он пропагандировал и в романе «Что делать?».

Занятия философией, историей общества и участие в политической жизни привело Чернышевского в выводу о влиянии политической позиции философа на его философские взгляды.