2. Роль философии и её функции
Зачем нужна философия? Какую роль она выполняет в жизни человека и общества? Выяснить роль философии значит ответить на вопрос: каковы функции философии? Функции философии многообразны. Среди них важнейшие: онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, мировоззренческая. Рассмотрим каждую из них.
1. Онтологическая функция. Слово «онтология» (греч. ontos – сущее, logos – учение) употребляется в различных смыслах: 1) «первая философия» как учение о бытии, 2) учение о сверхчувственном мире, 3) учение о мире в целом. В настоящее время под онтологической функцией философии понимают способность философии описывать мир с помощью таких категорий, как «бытие», «материя», «система», «детерминизм», «развитие», «необходимость и случайность», «возможность и действительность» и др. Философия широко использует достижения всех наук для описания мира, стремится сделать обобщения и на этой основе поднять на уровень всеобщности новые понятия. Онтологическая функция выражается, следовательно, в том, чтобы создавать философскую картину мира. Создавая картину мира, философия обобщает достижения современной науки. При создании картины мира обязательно, как уже подчеркивалось, срабатывает антропный принцип. В центре картины находится человек, его многогранные связи с миром. Поэтому онтология тесно связана и с аксиологией, и с антропологией. При создании философской картины мира важен исходный постулат: что является первичным, исходным в понимании мира. Следовательно, онтологический взгляд содержит в себе исходное философское кредо.
2. Гносеологическая функция. Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании, теория познания. Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания, в раскрытии уровней познания (эмпирический, теоретический), в описании общих принципов взаимосвязи субъекта и объекта познания и обнаружении объективных ограничений субъекта познания, в описании противоречивого восхождения знаний от относительной истины к истине абсолютной. На каждом этапе своего развития философия стремилась ответить на вопрос: что есть истина? В настоящее время существует множество ответов на этот вопрос. Это опять-таки зависит от исходных философских аксиом. Наиболее распространенным определением истины является следующее: истина – это знания об объекте познания, которые адекватно отражают свойства, признаки, структуру, изменение объекта. Истину рассматривают как нечто подвижное. Истина есть процесс. Знания об объекте познания изменяются под влиянием новых открытий, новых способов описания объекта познания, новых способов проверки наших знаний. Установлено, что в наши знания вкрадываются заблуждения, которые в силу многих причин возводятся в ранг истины. В ходе расширения и уточнения знаний люди освобождаются от заблуждений, не подозревая, что некоторые новые представления содержат новые заблуждения. Гносеологическая функция имеет эвристическую сторону. Учёные-философы, опираясь на данные науки и применяя методы познания, свойственные философии, способны делать самостоятельные открытия, которые в свою очередь включаются в достижения науки.
3. Методологическая функция. Методология – учение о принципах, методах познания и преобразования мира. В каждой науке используются свои методы познания. В философии тоже формулируются свои методы познания. В настоящее время философия изучает различные формы и методы познания. К ним следует отнести: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезу и теорию, наблюдение и эксперимент, аналогию и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма и ряд других. Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира, в обосновании учета общих принципов самоорганизации и развития мира при изучении любых частных объектов познания. Речь идет не о навязывании философских догм. Речь идет лишь о том, чтобы исследователь не попадал в плен устаревших, отвергнутых временем принципов в понимании мира и общей картины познания.
4. Аксиологическая функция. Аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение) – учение о природе ценностей, их месте в реальной жизни и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретений, создание предметного мира и т. д. оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла». Всегда звучит актуально вопрос: что есть благо? Аксиологическая функция выражается в выработке ориентации любой деятельности, в выработке гуманистического подхода в познавательной, научно-технической, социальной, политической, экономической, культурной, экологической и любой другой деятельности. Человек живет среди людей. С точки зрения аксиологического принципа человек рассматривается как высшая ценность мира и все его действия, творения, последствия поступков оценивают с позиций этой гуманистической парадигмы. Аксиологическая функция – это выработка системы ценностных ориентаций личности. Наиболее типичными смысложизненными ориентациями личности являются: гедонизм (смысл жизни в наслаждении), эвдемонизм (смысл жизни в счастье), эгоизм (личные интересы превыше всего), макиавеллизм (достижение цели любой ценой: цель оправдывает средство), кинизм или цинизм (нигилистическое, презрительное отношение к достижениям культуры, отторжение культуры: назад к царству животных), ригоризм (беззаветное служение долгу: перед природой, перед обществом, перед социальной группой, перед семьей, перед Богом), альтруизм и филантропия (все во имя не себя, а других, стремление оказывать всяческую помощь, поддержку людям). Все эти частные нравственные ориентации человека в его повседневной жизни связаны с более глубокой философской проблемой – проблемой смысла жизни, смерти и бессмертия. На протяжении всей писаной истории человечество стремилось разгадать тайну жизни и смерти. Наука, искусство, религия, философия стремились, всяк по-своему находили и находят ответ на вопрос о тайне жизни и смерти. «Каждая из известных нам цивилизаций, каждая эпоха, каждый класс и социальный слой наполняли своим содержанием, по-своему, в зависимости от выработанных традиций и историко-культурных форм освоения мира, ставили проблему смысла человеческого бытия, по-своему решали её». (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону, 1993).
5. Критическая функция. Эта функция заключается в обосновании мысли о необходимости критического отношения к действительности. Мир, в котором мы живем, противоречив. Общество соткано из противоречий, а все противоречия в обществе, так или иначе, находят свое выражение в противоречиях между людьми. Человек – существо многомерное. Удовлетворить все потребности человека так же невозможно, как невозможно было остановиться старухе в знаменитой сказке А.С. Пушкина. Философия по природе своей критична. Она не признает вечных идеалов. Она в определенном смысле возмутитель спокойствия человеческой души. Ярким примером могут служить философствование античного Сократа, который заставлял слушателей быть бескомпромиссными к своим недостаткам. В тексте пособия вы найдете массу других иллюстраций: Бруно, Кант, Маркс, Чаадаев и др. Критическая функция проявляется в том, что философия сквозь свое «сито» просеивает накопленный духовный материал, отбрасывая в духе времени отжившие учения, взгляды и так далее.
6. Прогностическая функция. Эта функция выражается в выработке гипотез, «эскизов», в развитии тех или иных природных или общественных реалий. Философия делает своего рода «интеллектуальную разведку» в будущее, вовлекая в этот увлекательный и трудный процесс интеллектуальную элиту человечества. Подобная «интеллектуальная разведка» помогает сформулировать цель нашей деятельности. Ведь всегда звучат актуально вопросы: куда мы идем? каковы перспективы современной цивилизации? стоит ли ради этого жить? В этой части философия сродни научно-фантастической литературе. Различие лишь в том, что философия делает разведку на уровне построения теоретических моделей. В прогностической функции сильно развит игровой момент.
7. Мировоззренческая функция. Мировоззрение – это целая система взглядов человека на мир. В мировоззрении сливаются воедино знания, оценки, идеалы, убеждения, позиция человека. У каждого человека вырабатывается жизненно-практическое мировоззрение под влиянием условий жизни, общения, личного опыта, совокупной деятельности, знаний. На обыденное мировоззрение влияют господствующие традиции, обычаи и многое другое. Вторая ступень в развитии мировоззрения – теоретический уровень. Здесь воззрения на мир выражаются в системе понятий, в силу вступает критический анализ действительности, идет апелляция к разуму, к логике доказательств. Философия есть разновидность теоретического мировоззрения. Многие исследователи утверждают, что философия является сердцевиной теоретического мировоззрения. С точки зрения мировоззрения философия сама разделяется на определенные типы, школы, течения, направления. Их названия определяются по разным критериям. По решению основного вопроса философии выделяют материализм, идеализм, дуализм.
Идеализм – противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное.
Дуализм (лат. dualis – двойственный) – философское учение, согласно которому материальное и психическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обусловливающих друг друга начала. Д. противоположен монизму.
Материализм (лат. materialis – вещественный) – противоположная идеализму философская ориентация, которая исходит из первичности материи, природы, объективной реальности и рассматривает сознание как свойство материи.
По роли субъективного орудия познания выделяют сенсуализм, рационализм, интуитивизм.
Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств.
Рациональность (от лат. rationalis – разумный) – характеристика познавательного процесса, связанного с моделированием реальности в системе понятийных конструкций. Важнейший инструмент рациональности – определение понятий.
Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, минуя рефлексию.
По выделению того или иного метода познания – феноменология, структурализм, герменевтика; по основателю философской школы – платонизм, эпикуреизм томизм, кантианство, гегельянство, фрейдизм, марксизм. Мировоззренческая функция философии проявляется в сознательной выработке у человека того или иного типа мировоззрения, которое определяет позицию субъекта, его отношение к действительности. Очень метко сказал гуманист А. Швейцер: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» (А. Швейцер. Культура и этика. Москва, 1973, С.82).
Более подробный материал о функциях философии можно найти в учебнике (П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. М., 1996, С. 4-29). В своей совокупности все функции философии направлены на развитие в человеке человеческого. Философия вырабатывает у человека культуру мышления. Изучение философии облагораживает человека, усиливает его интеллектуальную мощь, украшает его жизнь и мысли идеалами, ценностными ориентациями. Философию нельзя изучать путем зазубривания определенных положений или философских понятий. Только сознательное вхождение в богатый мир философии, только увлеченное философствование, только применение всех интеллектуальных способностей для решения сложных философских проблем принесет истинное удовлетворение и приведет к саморазвитию, самосовершенствованию личности.
Чтобы войти в богатый мир философии, надо прежде всего изучить историю философии. Как нельзя знать всемирную литературу, не зная творчества Гомера и Вергилия, Эсхила и Софокла, Данте и Шекспира, Рабле и Сервантеса, Мольера и Бомарше, Бальзака и Диккенса, Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского и многих других, так и нельзя знать философию, не изучив творчество великих мыслителей прошлого, создавших великолепное здание философии.
Упражнение №1
Для закрепления знаний решите чайнворд «Эврика»
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
| 1 |
| 11 |
|
| 12 |
|
|
| 13 |
|
|
| 3 |
|
|
| 19 |
|
|
|
| 4 |
|
|
|
10 |
|
| 25 |
|
|
|
|
| 26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
| 32 |
|
| 27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 36 |
|
|
|
| 14 | 4 |
|
|
| 31 | 35 |
|
|
|
| 37 |
|
|
|
|
|
6 | 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20 |
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 33 |
|
|
|
|
| 8 | 24 |
|
|
|
|
|
| 38 |
|
| 21 |
| 5 |
|
|
|
| 5 |
|
|
|
| 34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30 |
|
| 29 |
|
|
| 28 |
|
|
|
|
|
|
|
| 23 |
|
|
|
|
| 22 |
| 15 |
|
| 17 | 2 |
|
|
| 16 |
|
|
|
|
|
| 9 |
|
| 8 |
|
|
| 7 |
| 7 |
| 6 |
|
|
|
|
|
Задание.
1. Впишите буквы в клетки, обозначенные мелкими цифрами, и Вы прочтете изречение Козьмы Пруткова. Дайте философский комментарий данному изречению с позиций гносеологической функции.
1 | 2 | 3 |
| 4 |
| 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Определите, в чем принципиальное различие между позициями:
а) 5 и 24; б) 10 и 34.
3. Выпишите из чайнворда понятия, относящиеся к нравственной философии и дайте им характеристику.
1. Учение, признающее смысл жизни в счастье. 2. Способ познания. 3. Философ, признающий основой мира и материю, и дух. 4. Учение, признающее, что Бог – творец и управитель мира. 5. Учение о первичности материи. 6. Основатель исторического материализма. 7. Представитель экзистенциализма. 8. Служение ради долга. 9. Признание единого начала мира. 10. Антипод диалектики. 11. Философ, утверждавший, что задача философии ответить на три вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? 12. Имя философа Шардена. 13. Один из представителей деизма. 14. То же, что и социум. 15. Учение о мире. 16. Немецкий экзистенциалист. 17. Объект как целое. 18. Учение о непознаваемости мира. 19. Теория, в основе которой лежит принцип: цель оправдывает средство. 20. Вселенная, природа. 21. Его считают высшим уровнем рационального познания. 22. Теория и практика, обосновывающая возможность иррациональной связи со сверхъестественным. 23. Понятие, выведенное Кантом для обозначения доопытных категорий. 24. Философское направление, сторонниками которого были Платон, Лейбниц, Гегель и др. 25. Объективная реальность. 26. Средство общения. 27. Система устойчивых свойств предмета. 28. Один из методов изучения общественного мнения. 29. Речь на банкете. 30. Главное действующее лицо философии. 31. Со времен Цицерона этим понятием многие философы обозначают обработанную природу. 32. Необходимое и важнейшее свойство предмета. 33. Один из отличительных признаков человека. 34. Теория и метод познания. 35. Метод разложения объекта на его составляющие. 36. Важнейшая категория нравственной философии. 37. Один из источников знания. 38. Богословие.
Упражнение №2
Для закрепления знаний решите кроссворд «Эврика»
Ф | О | Р | М | А | Я | И | Г | О | Л | О | Т | Н | О | А |
Е | И | Т | Ы | Б | Н | А | Ц | Я | Т | В | Е | Р | Б | Н |
А | А | Л | С | С | И | Н | Г | З | А | Р | О | О | Ъ | Т |
К | К | Р | О | П | Ч | У | Е | Ы | Н | Е | Р | Р | Е | Р |
И | И | С | П | С | Т | Т | Д | К | А | М | И | Д | К | О |
Т | А | К | С | И | О | Л | О | Г | И | Я | Я | Е | Т | П |
К | Ь | Э | Ю | Д | Т | Ф | Н | О | К | А | З | Т | Е | О |
Е | С | С | Б | Е | И | Ч | И | В | Т | У | А | Е | С | Л |
Л | А | Н | Х | А | Е | Р | З | Я | С | Н | О | Р | О | О |
А | Д | У | А | Л | И | З | М | А | И | П | В | М | З | Г |
И | А | Т | О | И | А | К | И | Т | Э | Ш | Я | И | Н | И |
Д | Г | В | Ж | З | К | В | С | Е | Л | Е | Н | Н | А | Я |
А | Ц | О | Н | М | З | И | Н | О | М | Ю | С | И | Н | Т |
М | И | Р | Д | В | Б | З | З | Р | О | Н | У | З | И | Ю |
Г | К | М | З | И | Л | А | И | Р | Е | Т | А | М | Е | Г |
Задание
В кроссворде спрятано 24 слова, относящиеся к теме "Предмет философии". Найдите их и раскройте их смысловую нагрузку.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление