Шеллинг
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) – третий представитель немецкой классической философии.
Тождество противоположностей субъекта и объекта Ф. Шеллинг делает исходным пунктом своего учения, применяя принцип развития, разработанный Фихте. В акте самосознания, когда мысль мыслит о самой себе, мы и находим единство, тождество объекта (мысль) и субъекта (мыслящая мысль). Этот постулат тождества позволял объяснить и доказать единство и целостность мира, выведения из него единой, разумной первоосновы – абсолютного разума, как и источника развития мира – самосознающего себя мирового разума, который в состоянии познать сущность бытия. Задачу натурфилософии он видит в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы с низших форм к высшим. Природа при этом трактуется как проявление бессознательной жизни разума: объективный мир есть лишь первоначальная бессознательная поэзия духа. Выступив с критикой механизации в естествознании, он стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. Шеллинг развил учение об интеллектуальной интуиции как “искусстве трансцендентального созерцания”. Интеллектуальная интуиция относится к необходимо творящему интеллекту, к творению самого мира так, как близкое по духу воспроизведение к художественному произведению. Она есть духовное эстетическое чувство, трансцендентальное искусство в отношении к необходимым творческим актам интеллекта. Так в творчестве Шеллинга были чрезвычайно сближены сфера природы и сфера искусства, натурфилософия и философия искусства. Он утверждает, что философское знание – синтез не только одних наук, но и обобщений политического, нравственного, художественного развития общества.
Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), крупнейший представитель немецкой классической философии.
В философии Гегеля принято выделять идеалистическую систему и диалектический метод. Система Гегеля грандиозна. Она охватывает все формы бытия. Основой бытия является Абсолютная идея, которая проходит три стадии развития: стадию логики, стадию природы, стадию духа.
Гегель сумел обобщить все диалектические идеи прошлого и создать всестороннюю диалектическую концепцию. Ее суть заключается в следующем.
Все существующее находится во взаимосвязи, в изменении и развитии как проявление развивающейся Абсолютной идеи. Бытие проходит процесс становления. Ничто, пребывающее в состоянии возможности, превращается в реальное бытие, в действительность. Наличное бытие всегда противоречиво, так как в нем обнаруживается не только то, что существует как наличность, но и то, что бродит как потенция, как множественность возможностей, из которых одна реализуется в новую действительность в результате действия необходимости. Она (необходимость) в свою очередь проявляется в форме многообразных случайностей. В этом диалектическом процессе идут постоянные количественные изменения, которые ведут к возникновению новых качественных определенностей через нарушение меры. Носителем изменений является сущность, которая реализуется только в своей противоположности – в форме многообразных, чувственно воспринимаемых явлений. Следовательно, действительность, наличное бытие есть в то же время единство сущности и явления.
В мире все взаимосвязано: сущность и явление, возможность и действительность, случайность и необходимость, причина и следствие, содержание и форма, единичное и общее. Эти и другие парные категории, по мнению Гегеля, выражают многообразие связей в мире.
Гегель сформулировал три закона диалектики: 1) закон перехода количественных изменений в качественные (данный закон раскрывает механизм изменения); 2) закон единства и борьбы противоположностей (данный закон раскрывает источник изменения, развития); 3) закон отрицания отрицания (данный закон раскрывает преемственность и цикличность развития). Процесс познания, по Гегелю, есть сложный, исторический, противоречивый процесс восхождения наших знаний от относительной истины (неполной, контурной, приближенной, временами искаженной) к истине абсолютной (полной, завершенной, исчерпывающей). Этот процесс бесконечен, так как объект познания неисчерпаем. Понятия истины и заблуждения относительны. Так как истина есть исторический процесс восхождения от относительной истины к истине абсолютной, то, следовательно, за игрой случайных открытий необходимо видеть неизбежную, закономерную поступь расширения наших знаний через зигзаги теоретических заблуждений и личные трагедии исследователей. Результаты познания человек фиксирует в понятиях. Понятия не мертвы, они подвижны, их содержание и глубина возрастает с каждым новым успехом в познании. Здесь идет процесс восхождения от абстрактных, односторонних знаний к знаниям конкретным, всесторонним.
Абсолютная идея на стадии духа живет и действует через человека, через общество. Дух просыпается в человеке в виде речи, мышления. Индивидуальное сознание тоже проходит свой путь восхождения. Кроме индивидуального духа, возникает объективный дух как сознание, как совокупные идеи общества. Объективный дух развертывается в различные формы: право, мораль, нравственность, искусство, философию, религию. Развитие объективного духа идет в направлении от царства необходимости в царство свободы. Общество через действие своих индивидов, через их успехи и трагедии, через смех и слезы постепенно карабкается к высотам прогресса, где будут господствовать Истина, Добро, Красота. В этом движении философию следует рассматривать как эпоху, схваченную в мыслях.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление