Упражнение №21
Внимательно прочитайте приводимое высказывание Энгельса и выясните, какое соотношение в истории человечества объективных и субъективных факторов.
Каков бы ни был ход истории, люди делают ее так: каждый преследует собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир – это именно и есть история. Вопрос сводится, стало быть, также к тому, чего хочет это множество отдельных лиц. Воля определяется страстью или размышлением. Но те рычаги, которыми, в свою очередь, непосредственно определяются страсть или размышление, бывают самого разнообразного характера. Отчасти это могут быть внешние предметы, отчасти – идеальные побуждения: честолюбие, «служение истине и праву», личная ненависть или даже чисто индивидуальные прихоти всякого рода. Но, с одной стороны, мы уже видели, что действующие в истории многочисленные отдельные стремления в большинстве случаев вызывают не те последствия, которые были желательны, а совсем другие, часто прямо противоположные тому, что имелось ввиду, так что и эти побуждения, следовательно, имеют по отношению к конечному результату лишь подчиненное значение. А с другой стороны, возникает новый вопрос: какие движущие силы скрываются, в свою очередь, за этими побуждениями, каковы те исторические причины, которые в головах действующих людей принимают форму данных побуждений?…
Исследовать движущие причины, которые ясно или неясно, непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей, - это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные периоды или в отдельных странах.
Энгельс
Упражнение №22
Для закрепления знаний решите чайнворд «Философия марксизма»
1 |
|
|
| 3 |
| 2 |
|
| 3 |
|
| 4 |
|
|
| 12 | 5 |
|
|
| 13 | 2 | 30 |
| 14 | 4 |
|
|
|
29 |
| 20 | 17 |
| 37 |
| 21 |
|
| 34 |
| 8 |
|
|
| 6 | 18 |
|
|
|
|
| 26 |
|
| 7 |
|
| 5 |
11 |
| 25 | 9 |
|
| 32 |
| 22 |
| 33 | 27 |
| 15 |
|
10 |
| 13 | 31 | 38 |
|
| 36 |
| 37 | 23 |
| 11 |
|
|
| 44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16 |
| 39 | 25 |
|
|
|
| 36 1 |
|
|
|
|
|
|
| 22 | 16 |
|
10 | 14 |
|
|
|
|
|
|
|
| 33 |
|
|
|
|
31 | 19 |
| 30 | 35 |
|
|
| 43 | 38 |
|
|
|
|
|
| 28 |
|
|
| 42 |
|
| 34 |
| 45 |
| 21 |
| 6 |
9 |
|
| 12 |
|
| 29 |
| 19 |
| 28 |
|
|
|
|
47 |
| 35 | 24 |
|
| 27 |
|
|
|
|
| 23 |
|
|
|
| 18 |
|
| 32 |
|
|
| 24 | 17 | 46 |
| 41 |
|
| 26 | 8 | 40 |
| 15 |
|
| 7 |
|
|
|
|
| 20 |
Задание
1. Разгадав чайнворд, впишите в клетки буквы, обозначенные мелкими цифрами, и Вы прочтете высказывание Энгельса. Дайте комментарий этому высказыванию.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |
| 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |
2. Раскройте позицию «38»: сущность, структура, причины, смены типа.
Друг и соратник Маркса. 2. Его учение повлияло на возникновение марксизма. 3. Источник всех богатств общества. 4. Он стал объектом критики в одной из работ Энгельса. 5. Ведущая особенность философии молодого Маркса. 6. Противник идеализма. 7. Одна из составляющих производительных сил. 8. Страна, ставшая для Маркса главным объектом анализа капиталистических отношений. 9. По Марксу, он есть материальная действительность мысли. 10. По Марксу, он есть основная единица социальных отношений. 11. От нее во многом зависит формирование личности. 12. Кем был Маркс по отношению к религии. 13. В нем воплощен абстрактный и конкретный труд. 14. Он повлиял на формирование экономических взглядов Маркса. 15. Один из великих утопистов. 16. То, что по учению Маркса, возвышается над базисом. 17. Этого философа резко критиковал Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм». 18. Категория диалектики. 19. Общество, с которого, по Марксу, начнется действительная история человечества. 20. Друг Маркса, написавший фундаментальный труд о Марксе. 21. Принадлежность человека к определенному государству. 22. Первобытная хозяйственная единица. 23. Отношения между классами. 24. То, что противоположно диалектике. 25. За это Маркс критиковал Бакунина. 26. Автор «Капитала». 27. Недозрелый коммунизм. 28. Способ познания. 29. Всеобщий эквивалент при обмене. 30. Совершенство. 31. Крупнейший последователь марксизма. 32. Его марксизм считает творцом истории. 33. Окостенение теории. 34. Крупнейший владелец капитала. 35. Это слово употребляют при характеристике способа производства. 36. Первый марксист России. 37. Ему Маркс посвятил первый том «Капитала». 38. Ступень в развитии общества.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление