logo
Практикум по философии

Американский прагматизм. Джеймс

Прагматизм (греч. progma – дело, действие) – философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве наиболее яркого свойства человеческой сущности. Представителями прагматизма являются Пирс (автор термина), Джеймс, Дьюи. Ценность мышления, согласно прагматизму, обуславливается его деятельностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление – средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание занятия определяется его практическими последствиями. Пирс трансформировал дискуссии о знании в проблематику веры – готовности к действованию тем или иным образом. Акцент процесса миропостижения таким образом перемещался от модели «незнание - знание» к схеме «сомнение – коллективная либо социальная вера». Если исследователь знает, какие практические следствия в состоянии продуцировать объект понятия, то понятие о них всех и явится полным понятием объекта. Философские споры разрешимы через сопоставление практических следствий той или иной теории. Функция философии – по Джеймсу – в уяснении того, какая разница для меня и для вас, если та, а не иная модель мира является истиной. «Реконструкция философии» в духе прагматизма предполагала отказ от изучения основ бытия и познания в пользу отработки методов разрешения разнообразных проблемных ситуаций в жизни. Согласно Джеймсу, «в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта... Соответственно, … гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно...» (Джеймс). Таким образом, истина оказывается не отдельной категорией, а одной из разновидностей добра. Этика прагматизма предполагала постепенное улучшение общественного устройства (принцип «мелиоризма»). Развивался прагматизм преимущественно в США, вплоть до второй мировой войны, занимая ведущие позиции в интеллектуальной и образовательной традициях.