Фома Аквинский
Крупнейшим представителем периода расцвета схоластики в Европе был Фома Аквинский. (1225 - 1277)Соотнося разум с верой и утверждая автономность философии, Фома Аквинский делит догматы веры на рационально постижимые (Бог существует) и непостижимые (троичность Бога). Первые – предмет философии, и теологии, вторые – только теологии. Он признает земную изменчивость и движение в качестве неустранимого признака универсума. Пути получения истины – через откровение, разум или интуицию – далеко не равнозначны. Философия опирается на разум человека и продуцирует истины разума; теология, исходя из разума божественного, получает непосредственно от него истины откровения. Противоречия возникают от того, что истины откровения недоступны пониманию разума человеческого, ибо они сверхразумны. Таким образом, он решительно отвергает попытки науки и разума критиковать истины откровения. Ф. Аквинский приводит пять доводов о сущности и существовании Бога: Бог как первопричина, как "перводвигатель", как абсолютная цель, как абсолютное совершенство, как абсолютная необходимость. Бог – бытие, конкретизирующееся через формы, он творец, он двигатель. В полемике номиналистов и реалистов Фома Аквинский занимает умеренную позицию. По его учению, субстанция конечных вещей состоит из сочетания материи и формы. Формы, или идеи, вещей первично существуют в вещах, а не в качестве независимых, находящихся вне разума форм или умственных абстракций, проистекающих из исследования вещей. Фактически он отстаивает учение Аристотеля о материи и форме. Бог создал все для славы нашей, чтобы беседовать со своим творением. Ну а зло – в неподчинение Богу, вот почему вера должна вести разум. Так утверждается философией веры, ибо верующий может только уловить и удержать позитивность благословенного действия, из ничего создающего нечто. Однако вопрос о приложимости разума к теологии, предмет которой неподотчетен разуму, был спорным, что и отразилось в полемике. Учение Фомы Аквинского получило название томизма. Это учение до сих пор является влиятельным в католическом мире.
Оккам
Оккам Уильям (ок. 1285-1349) – английский философ, представитель поздней схоластики, монах ордена Св. Франциска. Оккам отстаивал идею независимости веры от разума. Оккам утверждал, что уровень разумного, основанного на логической строгости, и уровень просветленной веры, ориентированной на мораль, асимметричны. Особенно интересно его положение, что между верой и разумом существуют не отличия, а пропасть. Поэтому истины веры не самоочевидны, как аксиомы в доказательствах, а принципиально находятся за пределами разума. Та вера, которая ищет подкрепления в разумных аргументах, - это слабеющая вера, т.е. не вполне вера. С другой стороны, разум, оглядывающийся на веру, т.е. “робеющий” разум перестает оставаться самим собой. Следовательно, в действительности вера и разум имеют разные сферы приложения, должны быть заняты разными предметами, поэтому они не сталкиваются между собой и не противоречат друг другу. В сфере разума следует стремиться находить наиболее простые и изящные объяснения. Оккам сформулировал известный принцип:
"Не следует умножать сущности сверх необходимого"
Этот принцип получил в истории философии наименование “бритвы Оккама”. Сам Оккам использовал его для критики учения Платона об идеях и аристотелевского учения о четырех причинах. Бритва Оккама имеет плюсы и минусы.
Каковы же плюсы «Бритвы Оккама»?
Во-первых, «Бритва Оккама» как методологический принцип выступает против вымыслов. Во-вторых, «Бритва Оккама» выступает за экономию мышления. В-третьих, все рассуждения, выводы необходимо строить в соответствии с наблюдением, с чувственным восприятием. В этом смысле «Бритва Оккама» стала любимым принципом эмпиризма.
Каковы же минусы «Бритвы Оккама»?
Во-первых, «Бритва Оккама», исходящая из эмпиризма при ее неосторожном применении, ведет к недооценке общих понятий, к отрицанию объективности общего. Во-вторых, «Бритву Оккама» стали трактовать как методологический принцип, отрицающий роль гипотезы в познании.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление