logo
Практикум по философии

Патристика. Августин

Патристика (учение “отцов церкви”) - первая попытка дать философское обоснование догмам христианства. В истории средневековой философии выделяют латинскую патристику (Иероним, Августин, Григорий Великий) и греческую патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Патристика находилась под сильным влиянием учений Платона и Плотина. Самым авторитетным патристиком считается Августин, прозванный Блаженным (354 – 430).

Основные положения его учения сводятся к следующему. Вера и разум идут рука об руку: ”Понимай, чтобы верить; верь, чтобы понимать”, - писал Августин. Истинное блаженство состоит в познании Бога. Отец, Сын и Святой Дух объединены в Боге так же, как способности памяти, интеллекта и воли объединяются в личности человека. Индивидуальные существа эмпирического мира возникли из первичной материи, сотворенной Богом из ничего с помощью заложенных в нее семенных сил. Телесная красота, нежные мелодии, запах цветов - все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах. Не только грех, но и вина передаются от Адама, будучи следствием грехопадения из-за вожделения, которого избежал один Христос. Суть грехопадения в непослушании воли Бога. Вследствие Адамова греха человечество было осуждено, но Бог предопределил некоторых к спасению, распространив на них свою благодать, тогда как остальные обречены на погибель. Земная церковь есть тело, в котором объединены святые и грешники и вне которого нет спасения. Пока длится человеческая история, будут существовать два “Града”. Один град состоит из тех, кто любит Бога и других людей и стремится служить Богу, кто отказывается повиноваться плоти, отказывается от власти. Другой град состоит из тех, кто желает угождать себе , стремится к земной власти, кто живет по закону плоти и уподобляется дьяволу, хулит Бога. «Два града, – писал Августин, – созданы двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу, а небесное (церковь) – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе».

Итак, Августин ищет Бога внутри человека. С этих позиций он пытался объяснить волю лишь в пределах божьего предположения. Не Бог виновник зла, греха, а дьявол, один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Человек стремится к истине. Мера истины – в нашем самосознании. Христианские добродетели, по Августину, - последовательное отрицание языческих добродетелей. Августин был одним из первых христианских философов, поднявших проблему личности. В «Исповеди» на своем личном примере он с большим мастерством раскрывает психологию становления личности.