Познание
Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обуславливает соответствующие взгляды на природу познания. Для классической философии процесс познания — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само познание при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка познания как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика познания как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с "коперниканского поворота" Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в познании мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, Фихте, Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Гегель). Интерпретация познания как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что, подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе познания в современной философии характерен, прежде всего, для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме познания, будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме познания, преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. Познание здесь — это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео - и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение познания как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни познания, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности, в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах познания на уровне бессознательных структур психики. Структурировать познание можно также в зависимости от объекта познания и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов познания можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом познания выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы познания на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.
Познание – исторический процесс. Существует преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Каждый отдельный человек познает мир, но познание мира отдельным человеком всесторонне опосредовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление современного человека есть, таким образом, продукт общественно-исторического процесса. Так как процесс познания носит исторический характер, то здесь мы наблюдаем единство логического и исторического методов познания.
Наиболее распространенными приемами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, историческое и логическое, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза. Что понимают под этими и другими формами и методами познания? Кратко их можно определить следующим образом.
Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – мысленное или физическое расчленение предмета как некоторой целостности на его отдельные части, составные элементы.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) – мыслительный процесс, характеризующийся стремлением к объединению в единое целое всех составляющих данного объекта познания.
Индукция (от лат. Inductio - наведение) – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Индуктивное умозаключение (вывод) – это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную индукцию, когда вывод о классе предметов в целом получают на основе рассмотрения всех предметов этого класса, и различные виды неполной индукции, когда вывод о классе делается, исходя из рассмотрения лишь некоторых предметов данного класса.
Дедукция (от лат. deduction – выведение) – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Первоначально в формальной логике (например, у Аристотеля) дедукция рассматривалась как движение знания от общего к частному. Так из предложений: «Все металлы электропроводны» (общее) и «Медь - металл» - следует вывод: «Медь электропроводна» (частное). В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.
Историческое и логическое. Каждый объект рассматривается с позиций истории его возникновения, истории его развития и истории гибели. Изучение объекта познания в его истории связан с анализом множества деталей, с изучением дополнительных факторов, взаимодействующих с объектом познания. Логическое рассмотрение – это изучение логики развития объекта в его чистом виде.
Абстрактное и конкретное. Абстрактный анализ объекта познания заключается в выделении какой-либо его стороны. Это так сказать односторонний анализ, одностороннее обобщение. А главное в познании – восхождение от односторонних знаний ко всесторонним, к описанию с помощью абстракций совокупных свойств объектов, к выяснению всех составляющих объекта познания.
Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения, мысленного выделения какой-либо стороны, аспекта и отбрасывания всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению элемента (объекта) исследования.
Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Понятие (наряду с суждением и научной теорией) представляет собой форму отражения мира на рациональной, логической ступени познания.
Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.
Теория – высшая ступень научного познания, делающего всестороннее отражение объекта в его целостности и развитии. Она включает в себя:
экспериментально установленные данные;
теоретические принципы и аксиомы;
метод и логику оперирования понятиями;
совокупность явных и неявных следствий.
Итоги процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину.
Познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Любая научная теория обусловлена исторические и поэтому заключает в себе не абстрактную, а относительную истину. Мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих поколений, и в этом смысле возможности познания безграничны.
При анализе истины следует сосредотачивать внимание на характеристике объективной, абсолютной, относительной, конкретной истины.
Объективная истина – это такое содержание наших понятий и представлений, которое не зависит от человека и человечества.
Истина – есть процесс. Здесь философия выделяет понятия – «относительная истина», «абсолютная истина». Относительная истина – это неполные знания об объекте познания. Абсолютная истина – это исчерпывающие знания об объекте познания.
Любой объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности. Каждое общественное явление обусловлено специфическим обстоятельствами места и времени. Поэтому необходим конкретных подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлеченной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины предполагает, прежде всего, всесторонность и цельность рассмотрения объекта, учет того, что он постоянно изменятся и в силу этого не может быть правильно отражен в неподвижных категориях.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление