logo
Практикум по философии

Познание

Познание — творческая деятельность субъекта, ори­ентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифоло­гическое, религиозное, художественное, философское и на­учное. Исходную структуру познания представляет субъект-объект­ное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объ­екта (проблема истины) является центральной темой гносео­логии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимиз­ма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в каче­стве универсальной цели познания. При этом представления об ис­тине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаменталь­ных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обуслав­ливает соответствующие взгляды на природу познания. Для класси­ческой философии процесс познания — это созерцание, что предпо­лагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной дейст­вительности. Само познание при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разра­батываемая преимущественно в контексте рационально-идеа­листической традиции трактовка познания как припоминания (тео­рия анамнесиса); 2) характеристика познания как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с "коперниканского поворота" Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гно­сеологии и актуализирует активную роль субъекта в позна­вательном процессе. Для немецкого идеализма открываю­щийся в познании мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, Фихте, Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Ге­гель). Интерпретация познания как творческой деятельности отли­чает современную неклассическую философию. Характерно, что, подчеркивая творческий статус субъекта в познаватель­ном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от уста­новок на объективную истину, которая фактически прино­сится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познаватель­ной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подхо­дов. Акцент на практической природе познания в современной фило­софии характерен, прежде всего, для марксизма и прагматиз­ма. Однако если в марксизме познания, будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший мо­мент природопреобразующей и социально-исторической прак­тики общества, то в прагматизме познания, преодолевая сомне­ние, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. Познание здесь — это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео - и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рас­смотрение познания как научного анализа знаковых структур, бо­лее или менее адекватно описывающего сложившиеся логи­ческие и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание. В структуре по­знавательного процесса выделяют также чувственный и ра­циональный уровни познания, противопоставление которых в но­воевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основа­нием познавательной деятельности, в целом, чувственный уро­вень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной прак­тике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации ин­дивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в по­знавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах познания на уровне бессознательных струк­тур психики. Структурировать познание можно также в зависимо­сти от объекта познания и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов познания можно выделить при­роду, общество и человека и соотнесенные с ними естествен­ное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом познания выступает самопознание, которое, со времен Сократа, явля­ется одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы познания на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.

Познание – исторический процесс. Существует преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Каждый отдельный человек познает мир, но познание мира отдельным человеком всесторонне опосредовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление современного человека есть, таким образом, продукт общественно-исторического процесса. Так как процесс познания носит исторический характер, то здесь мы наблюдаем единство логического и исторического методов познания.

Наиболее распространенными приемами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, историческое и логическое, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза. Что понимают под этими и другими формами и методами познания? Кратко их можно определить следующим образом.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – мысленное или физическое расчленение предмета как некоторой целостности на его отдельные части, составные элементы.

Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) – мыслительный процесс, характеризующийся стремлением к объединению в единое целое всех составляющих данного объекта познания.

Индукция (от лат. Inductio - наведение) – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Индуктивное умозаключение (вывод) – это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную индукцию, когда вывод о классе предметов в целом получают на основе рассмотрения всех предметов этого класса, и различные виды неполной индукции, когда вывод о классе делается, исходя из рассмотрения лишь некоторых предметов данного класса.

Дедукция (от лат. deduction – выведение) – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Первоначально в формальной логике (например, у Аристотеля) дедукция рассматривалась как движение знания от общего к частному. Так из предложений: «Все металлы электропроводны» (общее) и «Медь - металл» - следует вывод: «Медь электропроводна» (частное). В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.

Историческое и логическое. Каждый объект рассматривается с позиций истории его возникновения, истории его развития и истории гибели. Изучение объекта познания в его истории связан с анализом множества деталей, с изучением дополнительных факторов, взаимодействующих с объектом познания. Логическое рассмотрение – это изучение логики развития объекта в его чистом виде.

Абстрактное и конкретное. Абстрактный анализ объекта познания заключается в выделении какой-либо его стороны. Это так сказать односторонний анализ, одностороннее обобщение. А главное в познании – восхождение от односторонних знаний ко всесторонним, к описанию с помощью абстракций совокупных свойств объектов, к выяснению всех составляющих объекта познания.

Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения, мысленного выделения какой-либо стороны, аспекта и отбрасывания всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению элемента (объекта) исследования.

Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Понятие (наряду с суждением и научной теорией) представляет собой форму отражения мира на рациональной, логической ступени познания.

Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.

Теория – высшая ступень научного познания, делающего всестороннее отражение объекта в его целостности и развитии. Она включает в себя:

  1. экспериментально установленные данные;

  2. теоретические принципы и аксиомы;

  3. метод и логику оперирования понятиями;

  4. совокупность явных и неявных следствий.

Итоги процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину.

Познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Любая научная теория обусловлена исторические и поэтому заключает в себе не абстрактную, а относительную истину. Мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих поколений, и в этом смысле возможности познания безграничны.

При анализе истины следует сосредотачивать внимание на характеристике объективной, абсолютной, относительной, конкретной истины.

Объективная истина – это такое содержание наших понятий и представлений, которое не зависит от человека и человечества.

Истина – есть процесс. Здесь философия выделяет понятия – «относительная истина», «абсолютная истина». Относительная истина – это неполные знания об объекте познания. Абсолютная истина – это исчерпывающие знания об объекте познания.

Любой объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности. Каждое общественное явление обусловлено специфическим обстоятельствами места и времени. Поэтому необходим конкретных подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлеченной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины предполагает, прежде всего, всесторонность и цельность рассмотрения объекта, учет того, что он постоянно изменятся и в силу этого не может быть правильно отражен в неподвижных категориях.