Структурализм
Структурализм – совокупность научных и философских идей, связанных с применением структурного метода, первоначально разработанного в лингвистике, а затем распространенного на другие области гуманитарного знания (этнографию, литературоведение и др.). Структурализм возник в 20-е гг. XX столетия, широкое распространение получил в 60-е гг. Основными представителями структурализма являются Леви-Строс, Фуко, Деррида, Лакан. Сердцевиной структурного метода является понятие структуры: совокупности неизменных отношений внутри системы, несмотря на некоторые возможные преобразования последней. Главное внимание структурализм фиксирует не на элементах систем или свойств, а на отношениях между элементами. Можно выделить четыре этапа в реализации структурного метода:
1) выделение некоторого множества элементов, в которых можно предположить наличие единой структуры;
2) разложение объектов на такие простые части, которые связывают разнородные группы элементов;
3) раскрытие отношений преобразования между частями, построение абстрактной структуры;
4) выделение из структуры всех теоретически возможных следствий.
Структурный метод нашел применение в области гуманитарного знания. Как правило, структурный аспект вычленяется на какой-то знаковой системе. Метод структурализма даёт возможность обнаружить и раскрыть внутренние структуры, механизмы знаковых систем, которые скрыты за нашим использованием знаков, символов, образов и др. Объект изучения конкретно-научного структурализма – культура как совокупность знаковых систем, как универсальный язык, в который входят также наука, искусство, религия, мифология и т.п. Анализ позволяет обнаружить в этих сложных объектах скрытые закономерности, которым бессознательно подчинены человеческое мышление и его историческая деятельность. Структурализм в философском плане представлен как идеями самих ученых-структуралистов, так и особой идеологией структурализма, распространившейся во Франции в 60-х гг XX в. Идеи ученых-структуралистов сформировались в процессе перехода некоторых разделов гуманитарного знания на теоретический уровень, в поисках существенных системных абстракций. Эти идеи имели ярко выраженное кантианское влияние, поскольку в них делался акцент на бессознательные структуры, управляющее мышлением и историей. Структуралисты ставят некоторые пределы рациональному познанию самого человека, его духовной и общественной жизни. Заслугой структурализма является его определенный мировоззренческий подход к пониманию глобальных проблем человека и истории. Структурализм более целостно оформляет разрозненные структуралистские идеи. Его абстрактная антигуманная структура нередко вообще противопоставляется человеку и истории (так называемая концепция "смерти человека"), за что структурализм подвергался критике со стороны экзистенциализма и персонализма.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление