logo
Практикум по философии

6. Веданта.

Школа Веданта вырастает из положений последней части Вед – «Упанишады». «Упанишады» по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с его учеником, либо с человеком, ищущим истину. Школа Веданта, опираясь на текст «Упанишад», сформулировала свое учение. Суть его в следующем: все есть Бог. Душа есть Бог. Бог – единственная предельная реальность. Такая концепция называется монистичной. Бог сотворил мир посредством магической силы, называемой «Майя». Мир ‑ это видимость, которую вызывает в людях «Майя»; реальность совсем другая. Людям непросвещенным мир кажется таковым, каким мы его воспринимаем через органы чувств. Это практическая точка зрения на мир. Просвещенная точка зрения показывает, что мир – это только видимость, и не существует ничего кроме Бога. Установив контроль над чувствами и умом, человек может достичь освобождения. Для этого надо изучать Веданту и становиться брахманом – человеком, познавшим истину. Брахман живет вне зависимости от мира, хотя и в мире. Душа избавилась от иллюзий и чувственных увлечений, душа воспаряет к Богу и становится счастливой.

В соответствии с «Упанишадами» школа Веданты уделяла внимание вопросам этики, воспитанию нравственности.