Общество
Проблема общества, его специфики, сущности и связи с человеком является центральной в социальной философии. К определению общества есть несколько подходов. Одни видят в нем индивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм) или реальность, порожденную известной направленностью духа и существующую не объективно, а как иллюзия сознания, "объективация" человеческих отношений (Н.А. Бердяев) или такое духовно-нравственное образование, которое связано с подчинением человеческой воли "должному" (С.Л. Франк). Другие в отличие от приведенного взгляда дают понимание общества, близкое к материалистическому: общество — это такое взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий (М. Вебер); это такая система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности (Т. Парсонс). Третьи подходят к обществу с последовательно-материалистических позиций (К. Маркс, его единомышленники и последователи). Они определяют общество как такую совокупность объективных общественных отношений, которая существует в исторически определенных формах и складывается в процессе совместной практической деятельности людей. Общество таким образом представляется как все те связи и отношения, в которых индивиды находятся друг к другу, как ансамбль общественных отношений, в которых живет и действует человек. Данный подход выглядит наиболее предпочтительным, особенно близким к подлинной социальной реальности. Он хорошо обосновывается наукой, дающей достоверные знания об объективных законах, тенденциях развития общества и входящих в него общественных отношениях.
В широком смысле под обществом понимают некое системное образование, выделившееся из природы, и представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Общепризнанным является выделение в обществе различных связанных между собой сфер. К ним относятся следующие основные сферы: производственная, связанная с деятельностью людей по производству материальных ценностей; экономическая, связанная с функционированием сложных экономических отношений в обществе; политическая, связанная с деятельностью политических институтов; социальная, связанная с системой отношений между различными социальными образованиями; духовная, связанная с производством и функционированием духовных ценностей общества.
Философы и социологи рассматривают общество как некую идеальную модель и стремятся выявить типичные взаимосвязи всех составляющих этой сложной модели. Мечта всех исследователей состоит в том, чтобы обнаружить законы, по которым функционирует обществ. Реально существующее общество бесконечно богато по своим проявлением все всех сферах и может быть понято только с позиций конкретно исторического подхода. Анализируя историю общества, философы пытаются понять смысл истории и этапы развития общества.
Однако решение этих задач наталкивается на огромные трудности. Дело в том, что общество состоит из людей. А каждый человек имеет свои взгляды, интересы, цели. Все действия человека опосредованы его сознанием. В обществе возникает столкновение интересов. Сознательная деятельность – это субъективный фактор, который имеет огромное влияние на все стороны жизни общества. Но в обществе есть и объективный фактор. В широком смысле – это общественное бытие. На соотношении объективных и субъективных факторов возникает очень сложная проблема – проблема свободы и необходимости.
Человек обладает свободой воли, свободой выбора действий. Каков диапазон этой свободы? Регулируется ли свободы воли человека? Если да, то что выступает регулятором нашей свободы воли? С точки зрения материализма регуляторов выступает общественное бытие в его многообразных конкретно-исторических проявлениях. Общество есть саморегулирующаяся система. Общество воспроизводит свою систему не полностью, а в измененном виде. Приведем пример. Ежегодно в обществе появляются на свет сотни миллионов детей. Кем они будут? Подрастая, каждый мечтает кем-то стать. У каждого появляется диапазон выбора. Нельзя предсказать, кем станет каждый. Но, однако, из появившихся на свет детей определенное количество будет инженерами, врачами, фермерами, бизнесменами, танцорами, политическим деятелями, генералами, солдатами, производителями наркотиков, законопослушными, преступниками и т.д. Общество с долей изменения воспроизведет в огромных цифрах все имеющиеся виды деятельности. В новых обстоятельствах появятся новые виды деятельности. Например, двадцатый век породил деятельность по освоению космоса. Потребность обусловила появление космонавтов и тех, кто их готовит к полету, и тех, кто готовит космические корабли. Следовательно, проблема свободы и необходимости может быть понята только с учетом соотношения потребностей общества и только через анализ больших чисел.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление