logo
Практикум по философии

Лейбниц

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), великий немецкий философ и ученый-энциклопедист, крупный общественно-политический деятель своей эпохи.

По Лейбницу, в мире нет раздельного существования материи и пространства. Все пространство заполнено материей. Но материя не может быть субстанцией, так как она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой. Монады представляют собой неделимые духовные субстанции, из которых складывается вся Вселенная. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает, по Лейбницу, подвижность, активность и деятельный характер субстанции. В этом проявилась диалектика его учения. Но эта диалектика была идеалистической и теологической. Монады, по мнению Лейбница, физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (абсолюта, Бога). Итак, в мире господствует предопределение (все происходящее в мире заранее расписано в матрице монад, в планах Бога, который есть совершенство и источник всего сущего). В мире господствует гармония, т.е. взаимодействие всех составляющих мира образует всеобщее совершенство. Мы живем, утверждал Лейбниц, в “Лучшем из всех возможных миров”. Источник совершенства и добра – Бог. Откуда же проистекает зло и дисгармония? От злобы индивидуальных тварей. Лейбниц формирует принцип теодицеи: Бог не несет ответственность за зло. Теория познания Лейбница – идеалистический рационализм – направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. К положению Локка “Нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувствах” Лейбниц добавил слова: “кроме самого интеллекта”. “Наши разногласия - писал Лейбниц,- касаются довольно важных вопросов. Дело идет о том, действительно ли душа сама по себе совершенно чиста подобно доске, на которой еще ничего не написали, как это думают Аристотель и наш автор, и действительно ли все то, что начертано на ней, происходит исключительно из чувств и опыта, или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий, для пробуждения которых внешние предметы являются только поводом, как это думаю я вместе с Платоном”. Не разделяя взгляда Локка, будто ум есть чистая доска (tabula rasa), отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким источником может быть только разум, что душа искони содержит в себе начала различных понятий и положений, которые только пробуждаются внешними объектами. По существу, Лейбниц видоизменил декартово учение о врожденных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора. В процессе познания человек ищет истину. Лейбниц выделял два типа истин: 1) “истины разума” и 2) “истины факта”. Первые истины мы получаем без опыта, т.е. только с помощью разума (например, аксиомы математики). Вторые истины мы получаем с помощью опыта, наблюдения, т.е. эмпирически. Критерием истинности он считал ясность, отчетливость и непротиворечивость знания. В соответствии с этим для проверки истин разума, по Лейбницу, достаточны законы аристотелевской логики (тождества, противоречия и исключенного третьего); для проверки “истин факта” необходим закон достаточного основания. Лейбниц не только развивал традиционную систему аристотелевской силлогистики, но и явился родоначальником современной математической логики. Лейбниц считал идеалом создание универсального языка (исчисления), который позволил бы формализовать все мышление.