logo
Практикум по философии

Аристотель

Аристотель (384-322 до н.э.), крупнейший классик античной философии. Родился Аристотель в г. Стагире, поэтому Аристотеля часто называют Стагиритом.

Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Аристотель провел разграничение наук, на теоретические, практические и творческие.

Теоретические: метафизика (“Первая философия”) – изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика – изучает состояние тел и определенные “материи”; математика – абстрактные свойства реальных вещей.

Практические: этика и политика, образующие единый комплекс “философии о человеческом” – учение о практической деятельности и нормах поведения.

Творческие: поэтика – теория стихосложения; риторика – теория ораторского искусства и искусства ремесла.

Что такое метафизика? У Аристотеля есть четыре определения метафизики: 1) метафизика - это исследование первопричин всех вещей как высших начал; 2) метафизика - это познание бытия; 3) метафизика - это наши знания о субстанции; 4) метафизика - это знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика не связана, считал Аристотель, с какими-либо материальными запросами. Она отвечает на запросы духовные. Ею занимаются те, у кого неудержимая страсть к истине, к знаниям.

Аристотель подверг критике учение Платона о раздельном существовании материи и формы. Он выдвинул концепцию, согласно которой материя и форма существуют в единстве. Это единство материи и формы и есть бытие. Наиболее логично эта концепция выражена в учении о четырех причинах (началах): материальной, формальной, производящей, целевой. Материальная причина - это материя или строительный материал. Сам по себе строительный материал не может стать чем-то. Например, лес, камни, глина и т.п. не могут стать домом. Для этого необходимо иметь план дома. План дома - это формальная причина. Однако план (или идеальная модель) это еще не дом. Это чистая форма, идея. Третья причина - производящая. Производящая причина - это то, что выступает в качестве созидателя, строителя, производителя. В нашем примере это архитектор и строители. Наконец, четвертая причина - цель. Целевая причина - это итог, результат, осуществление замысла. Это - дом, в котором уже можно жить. Потенциальная материя благодаря акта становления по замыслу (плану, форме) превращается в действительность. Таким образом форма, по Аристотелю, является активной основой бытия. Это свойство (быть для пассивной материи планом, целью, результатом) Аристотель назвал энтелехией. Энтелехия может быть частного порядка (в нашем примере) и высшего порядка. Энтелехия высшего порядка - это Бог, или вечный и неподвижный ум. Этот ум есть форма всех форм. Он источник изменения бытия. Однако этот источник, как всемирная целевая причина (энтелехия), не существует сам по себе до материи и вне ее. Энтелехия внутренне присуща бытию. Итак, бытие есть единство пассивной, чувственной материи и активной, сверхчувственной формы, обладающей, как уже подчеркивалось, рядом свойств. Материя, следовательно, пассивная субстанция, форма - активная субстанция. Форма всегда выступает как сущность любого уровня природного явления: вещи, тела, растения, человека, вселенной.

В мире, согласно Аристотелю, все целесообразно. В любом движении, в любом становлении чего-либо есть цель. Учение о всеобщей целесообразности в мире называется телеологией (теле - цель).

Аристотель внес вклад в понимание движения. Он различил четыре вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3) количественное изменение, то есть увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля – движение в пространстве, которое выступает условием остальных видов движения и к которому сводятся все остальные виды. Движение в пространстве проявляется в трех видах: круговое, прямолинейное и сочетание первого и второго.

Виды движения связаны у Аристотеля с учением о физических элементах природы. Вслед за Эмпедоклом Аристотель выделял четыре элемента, из которых состоит вся природа: огонь, воздух, вода, земля. Кроме этих четырех элементов есть еще пятый элемент – эфир, который занимает все мировое пространство и из которого состоят небесные тела. Эфир обладает свойством неизменности.

Аристотель – сторонник геоцентризма. В центре мира находится неподвижная Земля. Земля – шар. Вокруг Земли обращаются небесные сферы, на которых закреплены планеты и небо со звездами. Геоцентризм Аристотеля впоследствии был разработан Птолемеем. Геоцентрическая система Птолемея – Аристотеля была принята всеми и просуществовала до открытия Коперника.

Аристотель создал логику – науку о мышлении. Он сформулировал три закона мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключенного третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинно может быть только одно).

Аристотель разработал учение о категориях. Он предложил классификацию категорий, выделив десять категорий: 1) сущность; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание.

Аристотель глубоко разработал этику, теорию государства, теорию искусства. Центральный принцип этики – разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек – существо общественное. Наилучшие формы государства – монархия, аристократия, полития (умеренная демократия); наихудшие – тирания, олигархия, охлократия (господство толпы). Суть искусства – подражание (мимесис), цель трагедии – “очищение” духа (катарсис).

Эпикур

Завоевания Александра Македонского привели к образованию огромной империи, на территории которой стала распространяться культура Греции. В истории греческой культуры наступил период эллинизма. В новой ситуации, когда была потеряна независимость городов-полисов, когда личность предстала перед всеобъемлющей имперской бюрократией, стали возникать новые философские школы. Каждая школа давала свое понимание различных аспектов человеческого бытия. Одной из таких школ стала школа эпикуреизма, основателем которой был Эпикур.

Эпикур (341 – 270 до н.э.), древнегреческий философ-материалист, афинянин по происхождению. Основал в Афинах в 306 году до н. э. философскую школу, получившую название “Сад Эпикура”.

Эпикур разделял свое учение на три части – “канонику”, то есть теорию познания, “физику” – учение о природе, и “этику”. Порвав с философской традицией классической эпохи, Эпикур не придавал знанию самостоятельной ценности. Цель философии – обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Источником наших знаний, по Эпикуру, являются чувственные восприятия, согласие с ними и с основанными на них общими представлениями – критерии истинности знания. Все заблуждения возникают лишь вследствие ошибочности наших мыслей; в частности, величина Солнца, Луны и других небесных светил близка к видимой или точно совпадает с ней. Эпикур готов был принять одновременно несколько объяснений одного и того же явления, если только эти объяснения исходили из естественных причин.

Эпикур воспринял атомистическое учение Демокрита (последователь Демокрита Навсифан был учителем Эпикура). Согласно Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Тела воспринимаются непосредственно чувствами, а существование пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Все тела представляют собой соединения неделимых плотных частиц – атомов, различающихся по величине, весу и форме; атомы вечно движутся в пустоте с одинаковой скоростью. Считая, что принимавшееся Демокритом безраздельное господство необходимости в мире атомов, последовательно распространенное на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека, Эпикур выдвинул положение о случайных отклонениях атомов от закономерных траекторий, в результате чего становятся возможными и столкновения атомов. Эпикур признавал существование бесконечного числа миров в безграничном пространстве, миров, состоящих из бесконечного числа невозникающих и неисчезающих атомов. Душа также состоит из атомов – особо тонких и рассеянных по всему телу – и похожа на ветер. Любые возникшие тела со временем разлагаются, в том числе и тело человека, а вместе с ним и его душа. “Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет”. Ссылаясь на общее мнение всех людей, Эпикур признавал существование богов. Боги Эпикура обитают в пространствах между мирами и наслаждаются блаженством, они не вмешиваются в ход явлений природы и в дела людей, так как это нарушило бы их безмятежное существование. Богам нужно воздавать поклонение, но не следует бояться их или ожидать от них помощи.

Этика Эпикура основана на гедонизме. Подчеркивая чувственную природу наслаждения, он отдавал предпочтение не плотским удовольствиям, а тем, которые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства. Высшее счастье, по Эпикуру, достигается мудростью, которая учит жить сообразно с постигаемой разумом природой, душевным спокойствием, полученным в результате отказа от суетных желаний, и дружбой, объединяющей единомышленников. Телесные удовольствия Эпикур одобрял лишь при условии разумного их направления и полагал, что только человек, способный в случае нужды ограничиться естественными и необходимыми удовольствиями, может рассчитывать на достижение счастья. Эпикур придавал значение не столько наличию удовольствий, сколько отсутствию страданий от неумеренности. Отсюда его учение об атараксии – невозмутимом состоянии духа, когда человек освобождается от своих страстей и влечений и достигает таким образом высшего блаженства. По-настоящему счастлив лишь мудрец, который высоким состоянием духа побеждает все страдания и живет без внутренних противоречий. В школе Эпикура господствовало правило: делай так, будто на тебя смотрит сам учитель.