logo
Практикум по философии

Стоицизм

Второй влиятельной школой эпохи эллинизма была школа стоиков. Её основателем был Зенон из Кития (о. Крит). В 311 г. до н.э. он прибыл в Афины. Здесь на него оказало большое влияние учение киников о долге перед природой и учении Гераклита о Логосе и судьбе. Зенон основал в Афинах свою школу возле Портика (по-гречески Портик - "Стоя"). Отсюда и название школы - стоики.

В истории стоицизма выделяют три периода: Древняя Стоя (IV - III вв. до н.э., Зенон, Хрисипп, Клеанф), Средняя Стоя (II - I вв. до н.э., Панэтий, Посидоний), Поздняя Стоя (I - II вв. н.э., Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из уче­ний их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции — разумной ми­ровой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеоб­щего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различа­ли два начала — деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция, материя). Под влиянием идей Гераклита стоики отводят роль актив­ного, воспроизводящего начала огню, постепенно переходя­щему во все остальные стихии — воздух, воду, землю (как в свои формы). Причем, это саморазвитие мира осуществляет­ся циклически, т.е. в начале каждого нового цикла огонь (он же Бог и Логос) вновь и вновь порождает другие перво­начала, которые в конце цикла превращаются в огонь. Рано или поздно, таким образом, совершится космический пожар, все станет огнем; "весь процесс будет повторяться опять и опять до бесконечности. Все, что случается в этом мире, случалось и раньше и случится вновь бесчисленное число раз". Из мирового Логоса каждый раз изливаются так назы­ваемые "осеменяющие логосы", которые и определяют при­роду всех единичных тел. Таким образом. Логос пронизыва­ет собой весь этот мир и управляет его телом, являясь тем самым не только промыслом, но и судьбой, своего рода необ­ходимой цепью всех причин всего существующего. Речь идет о космическом детерминизме, в соответствии с которым на­правление всех природных процессов оказывается строго оп­ределено естественными законами. Каждое тело жестко вклю­чено во всеобщую природу благодаря "его собственной природе", т.е. все вещи суть части единой системы. Надо сказать, что только ранние стоики обращали внимание на этот отдел в своей философии; римские их последователи гораздо больше акцентировали роль логики и этики. В логи­ке стоиков речь шла по преимуществу о проблемах теории познания — разуме, истине, ее источниках, а также о собст­венно логических вопросах. Говоря о единстве постигающе­го мышления и бытия, они отводили решающую роль в по­знании не чувственному представлению, а "представлению постигнутому", т.е. "ушедшему назад в мысль и ставшему присущим сознанию". Чтобы быть истинным, представление должно быть постигнуто посредством мышления. Разум при этом как бы дает свое согласие на такое представление, при­знавая его истинным. Стоики много занимались разработ­кой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм", уделяя особое вни­мание простым и сложным высказываниям, теории вывода и т.д. Однако, главной частью их учения, сделавшей их из­вестными в истории философии и культуры, была их этика, центральным понятием которой стадо понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассмат­ривается как часть единой системы природы, так как в каж­дом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с приро­дой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу — основное назначение человека. Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетель­ной. Добродетель — это и есть воля. Находящаяся в согла­сии с природой добродетель становится единственным чело­веческим благом, а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жиз­ни зависит исключительно от самого человека, который мо­жет быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более то­го, каждый человек оказывается еще и совершенно свобод­ным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истин­ный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств.