Гольбах (1723 - 1789)
Разносторонние естественнонаучные знания Гольбаха способствовали обоснованию материалистической философии и атеизма, систематической критике идеализма и религии. В основном философском сочинении “Система природы” Гольбах утверждает вечность и несотворённость материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает всё многообразие реального мира. Вселенная, по Гольбаху, представляет собой движущуюся материю, движение является способом существования материи, необходимым образом вытекающим из её сущности. Однако, говоря о единстве материи и движения, Гольбах понимал движение механистически. Механистическая ограниченность проявилась, например, и в понимании им детерминизма, объективной закономерности, случайности и необходимости.
Теория познания Гольбаха опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания. Гольбах был противником агностицизма, отстаивая способность человеческого разума познавать мир и его законы. Вместе с тем теория познания Гольбаха несла на себе отпечаток созерцательности.
Материалистическое понимание природы сочеталось у Гольбаха с историческим идеализмом, с признанием сознания и воли выдающихся личностей решающей силой общественного развития. В понимании общественных явлений Гольбах развивал идеи о роли среды в формировании личности, о значении материальных интересов в общественном развитии и др.
Гольбах развил всестороннюю критику религии и церкви, подчеркивая их социальное назначение, состоящее в защите интересов короля и дворянства, борьбе против науки и культуры. Гольбах уделил много внимания критической оценке религиозной нравственности и обоснованию утилитаристской этики.
Юм
Дэвид Юм (1711-1776), английский философ и историк.
Философия Юма примыкает к сенсуализму. Наши знания рождаются из ощущений, хотя мы ничего не можем сказать об источнике ощущений. Поэтому мы анализируем не источник ощущений, а лишь содержание наших ощущений. У человека возникают два вида восприятий: “впечатления” и “идеи”. Впечатления разделяются на первичные (впечатления внешнего опыта) и вторичные (впечатления внутреннего опыта – желания, страсти). На основе впечатлений возникают простые идеи, которые в свою очередь, соединяясь, могут дать бесконечное многообразие. Это многообразие ассоциаций Юм разделяет на три типа: 1) ассоциации по сходству; 2) ассоциации по смежности в пространстве; 3) ассоциации по причинности.
Юм считал, что никаких объективных причин не существует. Когда мы говорим: “по причине того-то”, то это не означает признание причины. Это скорее всего вера в причинность. На самом деле это лишь ассоциации наших идей. Юм – скептик. Он считал, что разум ограничен в познании действительности. Разуму многое недоступно. Скептицизм позволил Юму сделать утверждение, что мы не можем доказать бытие Бога и не можем опровергнуть его существования.
Свои этические взгляды Юм оформлял в духе утилитаризма: нравственно все то, что выгодно. В то же время Юм пропагандировал альтруизм: надо делать людям добро, надо быть всегда благожелательным.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление