logo
Практикум по философии

Картина мира

Различают частные и общие научные картины мира. Частная картина функционирует в конкретных областях знания. В развитии физики, например, выделяют смену трех физических картин - механическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую, находящуюся в становлении. Общая картина мира возникает в результате синтеза философии и обобщений различных наук. Долгое время роль такой общей картины мира выполняла натурфилософия. Ядром научной картины мира являются элементы философско-мировоззренческого характера. Научная картина мира является опосредствующим звеном между наукой, теорией, философией и культурой. Наука имеет дело с абстрактными теоретическими конструкциями. Однако она не может обойтись без некоторых наглядно представляемых моделей изучаемых объектов. Научная картина мира придает наглядность ненаглядным конструкциям, объективирует их. На основе одной конкретно-научной картины мира могут создаваться и существовать несколько общих теорий. Хотя трудно абстрагировать научную картину мира от общей теории, поскольку язык научной картины входит в неё, но всё же язык картины мира более приближен к языку обыденной речи, он более обобщен, образен, менее точен и конкретен, менее формализован. Методологические функции картины мира многообразны. Научная картина, обладая эвристическим потенциалом, участвует в выдвижении и элиминации гипотез, ориентирует на способы решения научных проблем, очерчивая область возможных средств. особенно её эвристическая роль значима в период становления фундаментальных теорий. Когда отсутствует надлежащее теоретическое объяснение, она может сама обладать такой силой. Научная картина мира связывает теоретический уровень с эмпирическим, способствуя выработке экспериментальных схем и интерпретации полученных результатов. Научная картина цементирует научное общество, обеспечивая единое пространство понимания изучаемых процессов, способствует переводимости языка теорий, способствующих или сменяющих друг друга в её границах. В XVII - XIX вв. господствовала так называемая механическая картина мира. На её основе пытались не только научно-естественные теории, но и гуманитарные дисциплины - психологию, социологию, историю и пр. В конце XIX - начале XX вв. ряд философов выступил с требованием вывести "науку о духе" (Дильтей), "науку о культуре" (Риккерт) из-под сферы влияния методологии, разрабатывавшейся для естественных наук. Категория "Научная картина мира" может быть соотнесена с другими категориями философии науки - "парадигмой" (Кун), "исследовательской программой" (Лакатос, Фейерабенд), стилем научного мышления. Научная картина мира является одним из базовых компонентов этих логико-методологических образований.