Философия возрождения
Ренессанс, или Возрождение – важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI вв.
Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Святого писания признаются на равных правах авторитеты античных мудрецов. Главные особенности философии Ренессанса – антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, гелиоцентризм, прометеизм, тесная связь философии и искусства. Философские идеи Возрождения нашли свое яркое воплощение в произведениях выдающихся деятелей культуры - Боккаччо, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Рафаэля, Микеланджело и многих других. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Фичино, Эразм Роттердамский, Бруно, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень.
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек – природное существо. Отсюда и такая особенность ренессансной культуры и философии, как секуляризация (отделение) религии от науки, а затем и от политики и морали. Теперь проблемы государства, морали, науки не рассматриваются сквозь призму теологии. Эти области бытия признаются самостоятельно (вне религии) существующими, имеющими свои законы. Сказанное вовсе не означает, что проблемы религии, Бога, спасения души забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг единственно дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей). Леонардо да Винчи сформулировал тезис: «Мудрость есть дочь опыта».
Мыслителям Возрождения присуще нежелание анализировать понятия, различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они хотят осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях). Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На основе рационального знания создаются и первые проекты, рисующие идеальное государство: “Утопия” Томаса Мора, “Город солнца” Кампанеллы.
В XVI в. развернулась борьба против засилия католической церкви. Выдающимися деятелями Реформации были Лютер, Кальвин, Цвингли. Реформация внесла свой вклад в расшатывание средневекового мировоззрения.
Бруно
Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский философ и поэт, страстный борец против схоластики и католической церкви, материалист - пантеист.
В философском учении Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Бруно к гилозоизму) сочетались с греческой натурфилософией. Оформлению пантеистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластичности аристотелизма, во многом способствовало знакомство Бруно с философией Николая Кузанского. Опираясь на эти источники, Бруно считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». «Природа, – писал Бруно, – либо есть сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах». Центральной категорией философии Бруно является Единое. Единое есть одушевленная материальная Вселенная. В этом смысле Единое есть бытие. В тоже время Единое есть причина бытия. Все существующее есть Единое, исходит из Единого, порождается Единым. Этот тезис развертывался так: природа, Вселенная сама себе причина. Категория Единого заимствована у Плотина – основателя неоплатонизма. Однако Бруно наполнил ее новым содержанием.
Бруно был первым философом, сделавшим философские выводы из открытия Коперника. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, об отсутствии центра Вселенной, о наличии множества внеземных цивилизаций, стоящих на разных уровнях развития по сравнению с земной. Наиболее ярко учение о Вселенной Бруно выразил в диалоге «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей. В бесконечности отождествляясь сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т. п. Основной единицей бытия является монада, в которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть “монада монад”, или Бог; как целое она проявляется во всем единичном – “все во всем”.
Бруно отстаивал идею о безграничной мощи познавательных способностей человека. С помощью ощущений, разума и интуиции человек может проникнуть в любые тайны природы.
Этика Бруно проникнута утверждением “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Жить надо во имя человечества. Жить надо честно, не страшась смерти. “Лучше героическая смерть, чем подлый триумф”, – заявлял Бруно.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление