logo
Практикум по философии

Философия возрождения

Ренессанс, или Возрождение – важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI вв.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Святого писания признаются на равных правах авторитеты античных мудрецов. Главные особенности философии Ренессанса – антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, гелиоцентризм, прометеизм, тесная связь философии и искусства. Философские идеи Возрождения нашли свое яркое воплощение в произведениях выдающихся деятелей культуры - Боккаччо, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Рафаэля, Микеланджело и многих других. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Фичино, Эразм Роттердамский, Бруно, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек – природное существо. Отсюда и такая особенность ренессансной культуры и философии, как секуляризация (отделение) религии от науки, а затем и от политики и морали. Теперь проблемы государства, морали, науки не рассматриваются сквозь призму теологии. Эти области бытия признаются самостоятельно (вне религии) существующими, имеющими свои законы. Сказанное вовсе не означает, что проблемы религии, Бога, спасения души забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг единственно дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей). Леонардо да Винчи сформулировал тезис: «Мудрость есть дочь опыта».

Мыслителям Возрождения присуще нежелание анализировать понятия, различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они хотят осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях). Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На основе рационального знания создаются и первые проекты, рисующие идеальное государство: “Утопия” Томаса Мора, “Город солнца” Кампанеллы.

В XVI в. развернулась борьба против засилия католической церкви. Выдающимися деятелями Реформации были Лютер, Кальвин, Цвингли. Реформация внесла свой вклад в расшатывание средневекового мировоззрения.

Бруно

Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский философ и поэт, страстный борец против схоластики и католической церкви, материалист - пантеист.

В философском учении Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Бруно к гилозоизму) сочетались с греческой натурфилософией. Оформлению пантеистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластичности аристотелизма, во многом способствовало знакомство Бруно с философией Николая Кузанского. Опираясь на эти источники, Бруно считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». «Природа, – писал Бруно, – либо есть сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах». Центральной категорией философии Бруно является Единое. Единое есть одушевленная материальная Вселенная. В этом смысле Единое есть бытие. В тоже время Единое есть причина бытия. Все существующее есть Единое, исходит из Единого, порождается Единым. Этот тезис развертывался так: природа, Вселенная сама себе причина. Категория Единого заимствована у Плотина – основателя неоплатонизма. Однако Бруно наполнил ее новым содержанием.

Бруно был первым философом, сделавшим философские выводы из открытия Коперника. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, об отсутствии центра Вселенной, о наличии множества внеземных цивилизаций, стоящих на разных уровнях развития по сравнению с земной. Наиболее ярко учение о Вселенной Бруно выразил в диалоге «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей. В бесконечности отождествляясь сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т. п. Основной единицей бытия является монада, в которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть “монада монад”, или Бог; как целое она проявляется во всем единичном – “все во всем”.

Бруно отстаивал идею о безграничной мощи познавательных способностей человека. С помощью ощущений, разума и интуиции человек может проникнуть в любые тайны природы.

Этика Бруно проникнута утверждением “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Жить надо во имя человечества. Жить надо честно, не страшась смерти. “Лучше героическая смерть, чем подлый триумф”, – заявлял Бруно.