Философия нового времени
Философия Нового времени охватывает XVII в. Это время становления и оформления многих естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, биология, математика, механика и другие дисциплины превращаются в самостоятельные научные отрасли. Огромный вклад в развитие науки внесли Галилей, Кеплер, Декарт, Лейбниц, Ньютон, Гюйгенс, Гильберт, Бойль, Гарвей, Левенгук. Однако, остается проблема выработки общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщить, систематизировать данные естественных наук. Это выдвигает новые задачи и обуславливает приоритеты для философии Нового времени. Формируется философия науки. В центре новой философии – теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если конкретные, “частные” науки должны вскрывать законы природы, то философия призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках. Этим занимаются такие известные мыслители, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и другие. Они ищут законы разума, возможности которого считают неограниченными. Однако разум в реальной жизни “затуманен”, “затемнен” некими ложными представлениями и понятиями – “идолами”. Возникает идея “чистого разума”, т. е. свободного от “идолов” разума, который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основу нового метода ищут в чувственном опыте, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Лейбниц, Мальбранш, Спиноза). Во втором случае торжествует рационализм и методы аналитического порядка, применяемые ко всем областям реальности. “Всерасчленяющий” и “всеанатомирующий” анализ, давший большой эффект, прежде всего в механике и математике, провозглашается основой научного знания.
Можно сказать, что эмпиризм (сенсуализм) и рационализм становятся двумя формами развития философской мысли XVII в.
В отличие от эпохи Ренессанса, в философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок. Синтез науки с религией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума. Наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый уровень развития, обеспечить общественный прогресс. Развитие наук и конечное подчинение природы человеку возможно тогда, когда будет сформирован главный метод познания, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени. Борьбу за новый метод познания начал Фрэнсис Бэкон.
Бэкон
Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.), великий английский философ-материалист, политический деятель и писатель.
Философия Бэкона соединила в себе натуралистичное миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм – с элементами теологических воззрений. Бэкон солидаризовался с материалистической традицией предшествующей философии и критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм скептиков. Античные натурфилософы привлекали Бэкона тем, что они понимали материю как активное начало; с особым одобрением воспринимал он атомистическую философию Демокрита.
Средневековой схоластической философии Бэкон противопоставил доктрину “естественной” философии, базирующейся на опытном познании. Познание начинается с чувственных показаний, с восприятий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнениях. “Непосредственному восприятию чувства самого по себе, – писал он, – мы не придаем много значения, но проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт – о самом предмете”. “Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте”, — продолжает он ту же мысль.
Бэкон утверждал, что опыты должны ставиться по индуктивному методу: индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств форма доказательства и метод познания природы. В дедукции порядок движения мысли от общего к частному, в индукции — от частного к общему. Индукция бывает полная и неполная (см. глоссарий).
Весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять этапов, которые оформляются в таблицы: таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в родственных предметах); таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него); таблица “сбора плодов” (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).
Итак, правила познания, по Бэкону, таковы:
во-первых, через изучение множества единого мы должны выявить повторяющееся, устойчивое, общее для всех единичных объектов данного класса и только затем можно приступить к формировке аксиом, теории;
во-вторых, для обнаружения повторяющегося, устойчивого, общего обязательно необходим эксперимент;
в-третьих, чтобы избежать ошибки в теории, надо при наблюдении и эксперименте стремиться обнаружить те признаки, которые противоречат предварительному обобщению.
Наблюдения, эксперимент, индукция дают нам знания о природе. Суммарные знания переплавляются в науку. Ценность науки в том, что она помогает вырвать у природы искомые богатства. "Знание – сила", – доказывал Бэкон. Однако эксперимент и индукция недостаточны для нахождения истины. Надо еще научиться преодолевать субъективные недостатки самого субъекта познания. Их Бэкон назвал "идолами". Идолы – это ряд типичных путей, вступив на которые человеческий ум систематически впадает в пагубные интеллектуальные заблуждения. Бэкон выявляет четыре идола:
1. "Идолы рода" – склонность к ошибкам у всего рода человеческого.
2. "Идолы пещеры" – личные слабости человека.
3. "Идолы рынка" – заблуждения, заложенные в языковых формах общения.
4. “Идолы театра" – заблуждения от систем или школ мышления, насаждаемые обществом.
Бэкон разграничивал области научного познания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки, но он принимал христианство как религию откровения, видя в нем одну из связующих сил общества. Развивая индуктивный метод, Бэкон недооценивал роль гипотезы, математики, дедукции в процессе познания.
Гоббс
Продолжая линию Бэкона, англичанин Гоббс (1588 - 1679) рассматривал знание как силу и конечной задачей философии признавал её практическую пользу, содействие “увеличению количества жизненных благ”. Однако в отличие от Бэкона, на первый план Гоббс выдвигал научное понимание общества как средство познания причин гражданских войн и их преодоления. Гоббс создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма. Геометрия и механика для Гоббса – идеальные образцы научного мышления. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, конфигурацией, положением и движением. Последнее понимается как чисто механическое, т. е. как перемещение; к нему сводятся все высшие формы движения.
Отрицая объективную реальность качественного многообразия природы, Гоббс рассматривал чувственные качества не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Он разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство – как образ, создаваемый разумом (“фантазма”) объективно-реальное движение тел и время – как субъективный образ движения.
Метод познания у Гоббса представляет собой искусственное соединение рационализма с номинализмом. Переход от единичного к общему, от чувственного восприятия к понятиям совершается у Гоббса на основе номиналистической концепции, согласно которой общие понятия – лишь “имена имён”. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию механики и индукцию эмпирической физики.
Социальное учение Гоббса о государстве оказало значительное влияние на развитие европейской общественной мысли. Гоббс определял государство как “искусственное тело”, рассматривал его как человеческое, а не божественное установление. Государство возникло на основе общественного договора из естественного существования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии “войны всех против всех”. Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или государственные органы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Гоббс, – высший закон государства. Забота о мире – основа “естественного права”, созданного общественным договором. Гоббс всячески превозносил роль государства, признаваемого абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса были на стороне монархии.
Гражданские обязанности, вытекающие из общественного договора, совпадают по своему содержанию с моральным долгом, различаясь характером санкций. Поскольку гражданский мир рассматривается Гоббсом как величайшее благо, естественные законы нравственности совпадают с гражданскими добродетелями.
Локк
В центре английского философа Локка (1632 - 1707) – теория познания, развитая в традиции английского эмпиризма. Согласно Локку, не существует врождённых идей и принципов – ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога; всё человеческое знание проистекает из опыта – внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, возбуждаемые в уме различными качествами тел – первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Локк определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. Познание Локк делит на интуитивное (познание самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (познание положений математики, этики, бытия, Бога) и сенситивное (познание существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное, что вносит в его концепцию явный рационалистический элемент.
Хотя Локк полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, он не создал последовательной этической теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что доставляет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Локк корректировал определением морального добра как подчинения человеческой воли закону, коренящемуся в божественной воле, – “истинной основе морали”. В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония между личными и общественными интересами.
Социально-политическая концепция Локка содержится в “Двух трактатах о государственном правлении”. Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688 – 1689 годов. Возникновение государственной власти Локк рисует с позиций теорий естественного права и “общественного договора”. В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству, согласно Локку, передается только некоторая часть “естественных прав” (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных – свободы слова, веры и, прежде всего, собственности. Локк выдвигает концепцию разделения властей. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и “федеративной” (внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать безответственное правительство и даже ниспровергнуть его.
Декарт
Рене Декарт (1596 - 1650), великий французский философ, математик, физик, физиолог.
Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт – один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения количества движения. В космогонии он предложил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, обуславливающей строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением, или с пространством. В физике Декарт дуалист : общая причина движения, по Декарту, – Бог: он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. В человеке, по Декарту, реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с мыслящей душой. В физиологии Декарт дал одно из первых научных описаний рефлекторного акта. В животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить.
Конечную цель знания Декарт видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании. Сомнение – не убеждение в непознаваемости всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания: “я мыслю, следовательно, существую”. Из этого тезиса Декарт пытался вывести также существование Бога, а затем убеждение в реальности внешнего мира.
Декарт – родоначальник рационализма. Всеобщий и необходимый характер математического знания Декарт выводил из природы самого ума. Отсюда Декарт отвел в процессе познания исключительную роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства. Декарт сформулировал четыре правила, которые следует соблюдать, применяя дедуктивный метод: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми и не могут вызвать сомнения; 2) расчленять каждую сложную проблему на ее составляющие; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
В работе "Правила для руководства ума" Декарт поучал:
необходимо упражнять ум в исследовании известного;
изучать надо только то, что может познать наш ум;
цель научных занятий - найти истину;
в исследовании важен метод познания.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление