Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
Античная философия зародилась в городе Милете. Милет располагался на пересечении торговых путей. В его порт прибывали корабли многих стран. Кипела торговля, звенели монеты, покупались заморские товары. В городе было много грамотных людей. Математики, астрономы, поэты, историки восхищали приезжих. В свою очередь иноземцы рассказывали о жизни, быте, верованиях своих народов. Эта жизнь отличалась от жизни милетцев. Оказывается, человеческий мир многолик, изменчив. Неудивительно, что в подобной атмосфере появились мыслители, которые пытались в противовес мифологии дать ответ на вопрос о сущности бытия.
Первый из ионических философов был Фалес из Милета, жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э. Фалес считал, что основой мира является вода.
Вторым философом этой школы был Анаксимандр (610-540 до н.э.). Анаксимандр был учеником Фалеса. Он ввел термин "апейрон" (“бесконечное”), которым он обозначает начало всего существующего.
Третьим выдающимся милетским философом был Анаксимен (585-524 гг. до н.э.). В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма к поиску естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный тип материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух.
Гераклит
Гераклит из Эфеса (около 520 – около 460 до н.э.).
Гераклит разделял космос на два уровня: 1) чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю; 2) умопостигаемый, который доступен только мудрецу.
Мудрость же “мудрого”, а стало быть, и мудреца, – в едином “всё знать”, то есть в обладании таким знанием, усвоив которое, можно управлять всеми вещами. От “мудрого” к мудрецу знание передаётся, как от мудреца к его ученику, через “глагол” (логос), который предшествует и своему актуальному изречению, и самому мудрецу. Логос вечен и отражает действительное положение вещей. Но хотя логос доступен всем, люди его не воспринимают, как, впрочем, и мудрецы. “Чтобы говорить с умом, нужно опираться на всеобщее”, то есть понимать, что “единое, расходясь, само с собою сходится: врозь обращенное сопряжение, как у лука и лиры”. Единое, из всех противоположностей состоящее, есть “мудрое”, или бог. Но и отдельные, попарно сопряжённые противоположности образуют некие единства, главное содержание которых – тождество самих этих противоположностей: живое и мёртвое, бдящее и спящее, юное и старое, болезнь и здоровье, голод и пресыщение, усталость и отдых, прекрасное и безобразное, чистое и грязное.
Природа каждого такого отдельного единства “любит скрываться” Чтобы постигнуть её конкретно, нужно уметь приложить общий закон, для чего нужна определенная психологическая установка на познание, опора на показания органов чувств, поверяемых судом души согласно правде. Логос Гераклита – это отношения, связь, порядок, судьба, огненное дыхание, невма, управитель. В то же время логос Гераклит мыслит как круговорот или поток душ – воспарений, в котором мы как бы купаемся. Такая трактовка образа реки не исключает наличия у Гераклита знаменитого тезиса: "всё течёт, всё изменяется".
Мир этот, по Гераклиту, никем не созданный, есть “вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий”. На этот огонь “обмениваются все вещи”, выплавленные из него, как слитки из золотого песка. Детали космогонии и космологии Гераклита трудно восстановимы. Сюда, вероятно, относятся фрагменты о превращениях “элементов”, учение о “недостатке” и “избытке” огня (мировом пожаре). Гераклитовское понимание Логоса впоследствии будет развито стоиками.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление