logo search
Практикум по философии

4. Йога.

Основателем школы йога считается мудрец Патанджали. Философия йоги, делающая акцент на исследование психологиче­ских категорий и на практическое психологическое обучение, исходит во многом из положений о медитации различных ранее существовавших систем (в широком смысле слова термин “йога” употребляется для обозначения медитационной практики). Йога также весьма близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, прежде всего учение о дуализме практики и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. Эти фундаментальные положения в йоге, однако, дальше не развиваются, и она ориентируется на конкретные психические вопросы. Центральной категорией для нее становится читта, принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Главная суть читты остается неизменной, а отдельные проявления (конкретные психические состояния) являются их модификациями, (лучше сказать – деформациями) ее развития. Практически известные психические состояния, которые непосредственно наблюдаемы, философия йоги называет клеша, она их подробно перечисляет и анализирует.

Йога более известна своей практикой достижения избавления от страданий и просветления. Есть восемь ступеней совершенствования:

1. «Обуздание». Здесь человек воздерживается от лжи, воровства, жадности и т. д. Главное – не нанести вреда чьей-либо жизни.

2. «Культура этики». Здесь воспитываются хорошие привычки, изучаются тексты «Веды»; человек думает о Боге.

3. «Положения» ‑ выработка устойчивых и удобных положений тела при размышлении.

4. «Контроль над дыханием». Комментарии здесь излишни. Некоторые «Йоги» могут замедлить и на короткое время прекращать физиологически нормальное дыхание.

5. «Контроль над чувствами» ‑ на этой ступени чувства как бы отделяются от объектов.

6. «Внимание». При этом внимание сосредоточивается на отдельном объекте (например, на собственном пупке).

7. «Созерцание» ‑ продолжение внимания, когда мышление неуклонно и непрерывно сосредоточено на объекте.

8. «Сосредоточенность» ‑ состояние, когда созерцающее предмет сознание не просто проникает в предмет, но и сливается с ним, перестает сознавать самое себя.

Высший предмет для сознания и размышления – Бог. Бог – совершенное существо, вечное, всепроникающее, всеведущее, свободное от всех недостатков. Понятно, что «сосредоточенность» на Боге и «созерцание» Бога приобщает человека к божественным качествам, делает его просветленным.