Сознание
Сознание - одна из отличительных особенностей человека. Только человек обладает сознанием. Психика животных демонстрирует порой удивительные способности. Однако ученные говорят, что даже самые развитые животные имеют только зачатки сознания. Что такое сознание и как оно появилось, это еще во многом остается загадкой.
В гносеологическом плане сознание является отражением действительности. Какое отражение можно назвать осознанным или сознанием? Только такое, когда у нас возникает понимание. Следовательно, осознанно отразить - значит понять. Это очень важно для уяснения сущности сознания. Сознание связано с понятийной формой отражения. Понятие - это обобщенное, абстрактное отражение. Это обобщение - плод не отдельного человека, а общества. Понятия функционируют в виде слов, то есть знаков. Слова, как и понятия тоже продукт общества. И так, осознанное отображение мы осуществляем обязательно с помощью мышления.
Если сравнивать сознание и мышление, то следует сказать, что понятие сознания более широкое, чем мышление. Мышление является обязательной и важнейшей составляющей сознания. Сознание - весь духовный мир человека. Мышление осуществляет процесс понимания объекта познания, отношения субъекта к объекту.
В литературе нет общепризнанного определения сознания. Каждый ученый дает свое определение. Вот некоторые из них.
"Сознание - способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение; субъективная, внутренняя жизнь индивида". (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов Энциклопедический словарь. Человек, с. 341).
"Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. (А.Г. Спиркин, "Сознание и самосознание". М., 1972, с.83).
"Сознание - способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредотачиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание". (Современная философия: словарь и хрестоматия, Ростов-на-Дону, Феникс, с.71).
Из приведенных определений видно, что все авторы (при всех различиях) подчеркивают два момента: во-первых, сознание - это идеальный образ действительности; во-вторых, сознание - это внутренний мир человека.
Итак, можно дать такое краткое определение сознания: сознание есть способность человека воспроизводить действительность в идеальных формах, способность понимать свое отношение к миру, способность выражать содержание своего духовного мира в понятино - языковой форме.
Безусловно, сознание - это функция мозга. Я мыслю, следовательно, работает мозг. Наука еще не знает, как мозг переплавляет материальные процессы в идеальные образы. Можно только сказать, что сознание - функция мозга, но в то же время сознание по своему конкретному содержанию продукт общества, продукт деятельности личности, как общественного существа.
Какие функции выполняет сознание в жизнедеятельности человека? Можно выделить шесть основных функций. Сознание помогает человеку: 1) вырабатывать обобщённые знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, 2) ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, 3) регулировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, 4) определять ценностные ориентиры своего бытия, 5) творчески преобразовывать условия своего существования, 6) осуществлять самоанализ всего спектра своего духовного мира, оценивать свое «Я». Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. Существование сознания выражается понятиями: субъективная реальность, идеальное. В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксиологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремлённость, волю и саморефлексивность сознания. Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности. Определение сознания в психологии связывается со способностью к самоотчёту и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной форме ("Я" и "Сверх-Я"). Социология изучает сознание как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом. Социология раскрывает роль сознания в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его цивилизационного и культурного развития.
В истории философии можно выделить различные традиции анализа сознания. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявления единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма(универсума) и микрокосма(человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндийской философии-брахман (безличное духовное начало). Ценность человеческого разума, сознание определялась степенью приобщённости его к этому единому принципу и началу миропорядка. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трёхкомпонентное, по Платону, строение человеческой души(вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признаётся возможность самодвижения души, её переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя её как организующий принцип жизни. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает сознание как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит её из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряжённость и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с сознанием в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и неподвластный знанию. Признаётся спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям. В философии Нового времени формируется представление о сознании как замкнутом в себе внутреннем. Сознание предстаёт как самосознание, саморефлексия. Для Декарта сознание-субстанция особого рода. Лейбниц признаёт психически деятельными субстанциями монады-неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчётливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в сознании индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению сознания. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалось социальная детерминированность сознания, его связь с развитием и функционированием культуры. Сложная многоуровневая природа сознания, значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феномена индивидуального сознания были раскрыты немецкой классической философией. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и индивидуальной форм сознания (Кант, Гегель). Диалектико-материалистическая традиция анализа сознания не признавала его субстанциональности и рассматривала сознание как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности и знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретённого опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.
Каковы источники конкретного содержания сознания личности? В учебнике "Философия" П.В. Алексеев и А.В. Панин выделяют четыре источника.
Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, если они, например, отражают какое-нибудь природное образование или какое-нибудь историческое событие, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако, в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности. Часть норм и запретов социокультурного характера транслируется в индивидуальное сознание, становясь (в качестве "Сверх-Я") частью содержания этого сознания. Индивидуальное сознание способно подниматься благодаря этому над непосредственно данной ситуацией на уровень общественного ее осознания и осмысления. Справедливо говорится, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.; разные люди по-разному реагируют на музыку, произведения живописи и т.д., продуцируя специфические переживания и образы. В динамику отражательного процесса вовлекается, иначе говоря, духовная реальность самого человека.
Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние. Если вспомнить натуралистское направление исследования сознания, то нельзя не признать его правоту в данном отношении: действительно, для голодного человека или для человека, получающего в течение длительного времени неполноценную пищу, окружающий его мир может показаться другим, чем человеку с нормальным питанием; иначе говоря, физиологическое и химико-биологическое состояние мозга есть один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира. Ошибка же сторонников натуралистского подхода — не в изучении такой зависимости, а в игнорировании ими специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности, вещественности сознания (мышления) во всех возможных его аспектах. В противоположность им философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания — это не отношение причины и следствия, а отношение органа, материального субстрата и его функции.
Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которой является сознание индивида. В настоящее время все большие опытные подтверждения находят гипотезы о волновой квантовомеханической природе мозга. Исследователи приходят к выводам: мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии; мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи — энергетическим и информационным. Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействия информации умерших предков на сознание ныне живущих людей (через сферу бессознательного). Так или иначе, но развиваемые в этом отношении гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения.
При формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.
Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов); источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания. (См. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. С. 163 - 165).
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление