logo search
Практикум по философии

1. Предмет философии

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философия» впервые употребил греческий мыслитель Пифагор. Греки считали, что высшей мудростью владеют только боги, человек же пытливым разумом стремится сравняться по мудрости с богами. Цель благородная, но движение к ней бесконечно. И цель, и частичное постижение мудрости облагораживают человека, возвышают его над всеми живыми существами. Мудрых людей греки уважали. Каждый грек впитывал в себя изречения Семи мудрецов. Ниже приводятся 38 высказываний Семи мудрецов. Внимательно их прочитайте и выделите те, которые Вы считаете наиболее актуальными в наши дни. Определите, какое из этих высказываний является наиболее близким Вашей жизненной установке.

Фалес: - Соблюдай меру.

- Быстрее всего – ум, ибо он обегает все.

- Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

- Не богатей дурными средствами.

- Прелюбодеяние не лучше клятвопреступления.

Солон: - Ничего – слишком.

- Заводить друзей не спеши, а заведши не бросай.

- Прежде чем приказывать, научись повиноваться.

- Ум твой вожатый.

- С дурными не общайся.

- От богатства родится пресыщение, от пресыщения – спесь.

Периандр: - В счастье знай меру, в беде – рассудительность.

- Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.

- Тайн не выдавай.

- В усердии – все.

- Наслаждение бренно, честь бессмертна.

Клеобул: - Будь владыкой своих удовольствий.

- С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое – знак глупости, второе – бешенства.

- В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.

- Неправды убегай.

- Детей воспитывай.

Питтак: - Трудно быть хорошим.

- Нажива ненасытна.

- Храни правду, верность, опытность, ловкость, товарищество, усердие.

- Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой.

- С неизбежностью и боги не спорят.

Биант: - Все мое ношу с собой.

- Не спеши и взяться за дело, а взявшись, будь тверд.

- Говори не торопясь: спешка – знак безумия.

- Не силой бери, а убеждением.

- Благородно перенести перемену к худшему.

Хилон: - Преодолевай гнев.

- Познай самого себя.

- Сдерживай язык, особенно в застолье.

- Языком не опережай мысль.

- К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье.

- Мертвых не хули, старость чти, береги себя сам.

- Чужой беде не смейся.

Каков же смысл понятия «мудрость»? В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова говорится: «Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Мудрость – это спрессованный опыт человечества в искусстве жить. Мудрость – это ответ на величайшие тайны природы, которые определяют смысл жизни человека. Мудрость есть сплав Истины, Добра, Красоты. Философия с этой точки зрения есть любовь к мудрости: и стремление к мудрости, и овладение мудростью, и умение использовать в жизни полученную мудрость, и любование этой мудростью, и боязнь прослыть немудрым. Любовь к мудрости не приемлет невежество, порок, безобразное.

На каждой новой ступени развития общества и его духовной культуры философия по-новому стремится ответить на вечные вопросы: каков мир? что есть человек? какое отношение между человеком и миром? что человек может знать? что он должен делать? на что он может надеяться? в чем смысл и предназначение его жизни? Ответы на эти и подобные вопросы философы дают по-разному. У каждого философа-исследователя возникает свое целостное видение указанных вопросов. В связи с этим возникают разные философские учения и разные определения философии. Причем каждый мыслитель опирается на определенную традицию. Поэтому в литературе нет и быть не может общепризнанного определения философии. Например, Гегель подчеркивал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. В словаре, составленном ростовскими учёными (Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995) дано такое определение: «Философия – синтетическая форма общественного сознания, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира. Ее цель – поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания, выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности». В учебнике по философии Московского университета (П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Москва; 1996) предмет философии определяется так: «Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами – на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический». И далее: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру». В недавно вышедшем «Новейшем философском словаре» в статье «Философия», автором которой является В.С. Степин, сказано: «Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем» (Новейший философский словарь. Минск: Изд. В.В. Скакун, 1998). В энциклопедическом словаре «Человек» Ю.Г. Волкова, В.С. Поликарпова дается следующее определение философии: «Философию можно все-таки определить как рефлексию о многообразии человеческого опыта, как рациональное, методическое и систематическое рассмотрение величайших тем, касающихся существования человека». (Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999, с.300). Следовательно, для философии очень важно раскрыть природу человека, которая является многомерной. «Исследователям человеческой природы следует рассматривать индивида со всеми его - космическим, биологическим, социальным, культурным, психологическим, этическим и экзистенциальным – измерениями, чтобы выявить его возможности, а также его ограничения и слабости. Путеводной нитью в исследовании феномена человека является парадокс: с одной стороны, человек есть «мыслящий тростник», с другой – своеобразный центр Вселенной. Очевидно, что здесь плодотворной окажется идея о человеке как бесконечном существе, которое входит в бесконечное число творцов бесконечного мира». (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. Многомерный мир современного человека. Москва, 1998, С.285). Если суммировать важнейшие аспекты различных определений, то можно сказать следующее:

1) философия есть наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания;

2) философия есть учение о всеобщем в отношении «мир – человек»;

3) философия есть научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеческого мира;

4) философия есть поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания;

5) философия есть трансцендирующее постижение объекта;

6) философия есть любовь к мудрости.

Философия имеет различие и сходство с наукой, религией и искусством. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Отличие же заключается в том, что в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к объекту, к миру. В философии всегда существовал и существует антропный принцип. В философское изучение объекта неизбежно включается оценочный момент, а всякий оценочный момент содержит элемент субъективности, исходящий из интереса, положения, условий познающего субъекта. Философская истина есть сплав объективности и субъективности. Философия и религия сходятся в том, что им одинаково присущ поиск высших ценностей, смысла жизни. И философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют и вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного, иррационализм, в ней есть элемент веры, ей свойственно сосредоточенное размышление, т. е. медитация. Но между ними есть и различие. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры. У религии вера выше разума. Философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен личностно-эмоциональный компонент, переживания автора, субъективное видение автором той панорамы жизни, о которой он пишет. Произведения философии и искусства всегда индивидуальны, поэтому, знакомясь с их произведениями, мы не только воспринимаем правду жизни, но всегда выражаем свои симпатии и антипатии. В связи с этой особенностью философии само изучение истории философии идет через изучение творчества, мировоззрения, личной драмы философа в условиях конкретно-исторической эпохи. А произведения классиков философии всегда пленяют нас так же, как и произведения классиков искусства. Но есть, конечно, и существенные различия между философией и искусством. Философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума. Деятель искусства, как правило, выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробуждённые им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира. При всем своем различии они дополняют друг друга. Поэтому каждый культурный человек должен хорошо разбираться в этих картинах мира.