logo search
Практикум по философии

Макиавелли

Макиавелли Никколо (1469 – 1527), итальянский общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик.

В политических трактатах Макиавелли дано новое теоретическое описание государства, выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики, теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали и религии. Государство признается Макиавелли высшим проявлением человеческого духа, а служение ему – целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Разделяя традиционное христианское представление об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли отводит воспитательную роль не церкви (что было нормой средневекового миросозерцания), а государству. Почти на полтора века раньше Гоббса Макиавелли обосновывал необходимость государства эгоистической природой человека и потребностью насильственно ее обуздать.

Политический идеал Макиавелли – Римская республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранять внутренний порядок и распространять влияние на другие народы. Макиавелли описывал строй древнеримского государства с точки зрения истинного республиканца, приверженца демократии. Он считал, что республика – лучшая форма правления, так как каждого делает ответственным за судьбу государства. Но республиканская форма правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты гражданские добродетели. Римская республика достигла могущества потому, что сумела воспитать республиканский дух в римском народе. В трактате “Расcуждения на первую декаду Тита Ливия” Макиавелли на исторических примерах разъясняет отношение римлян к государству и пытается внушить их идеи своим соотечественникам.

Макиавелли противопоставляет величие Древнего Рима упадку современной ему Италии, который он связывает с влиянием католической церкви. Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, церковь расшатала устои государственности и ослабила в людях стремление к служению государству. В самом известном трактате Макиавелли “Государь” описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Макиавелли считает, что все средства дозволены для достижения политических целей. "Цель оправдывает средства", утверждал Макиавелли. Однако этот принцип Макиавелли прежде всего распространяет на стремление уберечь государство от посягательств, на сохранение власти. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с нормами морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. В таких случаях государь должен быть хитрым, как лиса, вероломным, как лев. Государь должен быть умным, гибким, энергичным, целеустремленным, жестоким. Он всегда должен руководствоваться принципом политической целесообразности. Государство имеет своим материалом человека. А обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность и т.д.

“Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы”, — пишет Макиавелли. Этот “человек толпы” и определяет действия государства. Опора власти — сила; другая опора — умело создаваемый “культ личности” государя; третья опора — сильный бюрократический аппарат и т. д. Но в любом случае, государство должно строиться с учетом реальных фактов. Главный момент состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять. Абсолютного властителя легко заменить на другого, такого же. Другой момент заключается в том, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, так как интересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего. Религия и мораль, по Макиавелли, — это инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали людей не может. Политическая жизнь и решения в политике должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов. Макиавелли при этом не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство) — вполне допустимо в политике.

Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, при совершении которых пренебрегают нормами морали для достижении политических целей.