logo search
Практикум по философии

7. Буддизм.

Огромное влияние на духовную жизнь Индии оказал буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. Основатель – принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакья. В 35 лет в ходе длительной семинедельной медитации ему открылась истина, он стал Буддой, т.е. просветленным. Будда не занимался детальной разработкой собственно философских основ своего учения, Будда выступал против двух крайностей в действиях людей: против безудержной погони за мирскими наслаждениями и против аскетического умерщвления плоти и самоистязания. Он осуждал ведический ритуализм и преклонение перед всякими авторитетами. Будда считал, что спасение доступно всем людям. Он призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности. В течение сорока пяти лет Будда проповедовал своё учение. Суть его учения в четырех благородных истинах: 1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется); 2) причина страданий – страсти, желания человека; 3) избавление от страданий – через избавление от желаний (путь нирваны); 4) выработка пути к нирване.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара – бытие проявленное и нирвана – бытие непроявленное. Проявленное бытие представляет собой бесконечный флуктуирующий (колебательный) поток дхарм – элементов мирового вещества, составляющих предметы и физической, психической природы. Дхармы ежесекундно вспыхивают и угасают, потому что мир пребывает в непрерывном изменении. Человек есть сочетание дхарм, которые распадаются после его смерти и образуют новую комбинацию. Буддисты отрицают существование вечного атмана – человеческой души, «Я». Атман – самосознание Брахмана (высшей объективной духовной реальности) – составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к чувствам, ни к уму, но принадлежит им. Это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман – во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне самого себя, он в глубине нашего эмпирического «я», он – истина, он – помощник, он не подвержен никаким внешним иллюзиям и порокам. Ищите в себе единого Бога и единственную жизнь Вселенной. Нет «разных людей», «разных личностей», мы все – проявление Атмана, его внешнее раскрытие. Атман Вселенной вечен, душа человека смертна. Но между прежним и новым сочетанием дхарм есть связь, определяемая кармой.

После смерти человек может перевоплотиться в животное, и это новое существо и в своем качестве, и в своей судьбе будет предопределено кармой.

Данная человеческая жизнь – лишь результат прежних существований. Главная жизненная задача человека – освободиться от сансары. Сансара – колесо перевоплощений живых существ. Всякая проявленная жизнь есть страдание. Оно порождается желаниями, которые также служат связующими звеньями кармы. Избавиться от желаний – значит избавиться от новых рождений и новых страданий.

Надо стремиться к нирване. Нирвана – идеальное состояние отрешенности, потеря чувства «я». Нирвана – идеальное конечное состояние, где человеческая индивидуальность растворяется в непроявленном. К нирване ведет путь, состоящий из восьми требований:

  1. Праведное знание. Основа всех идей, ведущих к благородной жизни, заключена в понимании Четырех Благородных Истин:

  1. Существует страдание.

  2. Страдание вызвано страстным желанием.

  3. Прекрати желать и перестанешь страдать.

  4. Страдание уменьшается, если следовать по Восьмеричному пути.

2. Праведное отношение. Никакая боль или страдание не должны мешать следованию по Благородному Пути. Человек должен отказаться от того, что противоречит его цели.

3. Праведная речь. Слова часто могут скрывать истину, как это делает наш разум. Поэтому человек должен постоянно внимательно следить за своей речью. В ней он должен всегда искать средний путь между мудростью, почтением и добротой.

4. Праведное поведение. Праведное поведение заключается в следовании Пяти Правилам.

Правила таковы:

1. Не убивать.

2. Не прелюбодействовать.

3. Быть честным.

4. Не употреблять вина или наркотиков.

5. Заниматься самоконтролем.

5. Праведное занятие. Род занятий человека не должен быть связан с причинением вреда другим, будь то люди или животные. В нем не должно быть места алчности или обману. Человек может служить, но ему не следует исполнять других обязанностей, кроме определенных по долгу службы.

6. Праведное усилие. Человек должен всегда проявлять доброту другим, жертвуя собственными желаниями, и помогать другим преодолевать их желания. Человек должен делать это с честностью, настойчивостью и умом.

7. Праведное сознание. Это стадия мудрости. Человек должен всегда опасаться догматизма и относиться к вещам в соответствии с их истинным смыслом и значимостью, но не с внешним миром.

8. Праведное самообладание. Концентрация человека всегда должна быть абсолютной. Если она ослаблена, следует немедленно предпринять действия для её укрепления, обычно с помощью медитации.

Достичь людям этого состояния помогают бодхисатвы – те, кто уже просветлен, может уйти от мира, но избрал для себя миссию спасения ближних. Другой путь – овладение медитацией.

В медитации возникает измененное состояние сознания, обеспечивающее возможность озарений, ясновидения. Главная цель медитации – достижение нирваны.