logo search
Практикум по философии

Общество

Проблема общества, его специфики, сущности и связи с че­ловеком является центральной в соци­альной философии. К определению общества есть несколько подходов. Од­ни видят в нем индивидуальную ду­ховную реальность, основанную на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм) или реальность, порожденную известной направленностью духа и су­ществующую не объективно, а как ил­люзия сознания, "объективация" человеческих отношений (Н.А. Бердя­ев) или такое духовно-нравственное об­разование, которое связано с подчинением человеческой воли "долж­ному" (С.Л. Франк). Другие в отличие от приведенного взгляда дают понима­ние общества, близкое к материалисти­ческому: общество — это такое взаимодействие людей, которое являет­ся продуктом социальных, т. е. ориен­тированных на других людей, действий (М. Вебер); это такая система отноше­ний между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности (Т. Парсонс). Третьи подходят к обще­ству с последовательно-материалисти­ческих позиций (К. Маркс, его единомышленники и последователи). Они определяют общество как такую совокупность объективных обществен­ных отношений, которая существует в исторически определенных формах и складывается в процессе совместной практической деятельности людей. Об­щество таким образом представляется как все те связи и отношения, в которых индивиды находятся друг к другу, как ансамбль общественных отношений, в которых живет и действует человек. Данный подход выглядит наиболее предпочтительным, особенно близким к подлинной социальной реальности. Он хорошо обосновывается наукой, да­ющей достоверные знания об объектив­ных законах, тенденциях развития общества и входящих в него обществен­ных отношениях.

В широком смысле под обществом понимают некое системное образование, выделившееся из природы, и представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Общепризнанным является выделение в обществе различных связанных между собой сфер. К ним относятся следующие основные сферы: производственная, связанная с деятельностью людей по производству материальных ценностей; экономическая, связанная с функционированием сложных экономических отношений в обществе; политическая, связанная с деятельностью политических институтов; социальная, связанная с системой отношений между различными социальными образованиями; духовная, связанная с производством и функционированием духовных ценностей общества.

Философы и социологи рассматривают общество как некую идеальную модель и стремятся выявить типичные взаимосвязи всех составляющих этой сложной модели. Мечта всех исследователей состоит в том, чтобы обнаружить законы, по которым функционирует обществ. Реально существующее общество бесконечно богато по своим проявлением все всех сферах и может быть понято только с позиций конкретно исторического подхода. Анализируя историю общества, философы пытаются понять смысл истории и этапы развития общества.

Однако решение этих задач наталкивается на огромные трудности. Дело в том, что общество состоит из людей. А каждый человек имеет свои взгляды, интересы, цели. Все действия человека опосредованы его сознанием. В обществе возникает столкновение интересов. Сознательная деятельность – это субъективный фактор, который имеет огромное влияние на все стороны жизни общества. Но в обществе есть и объективный фактор. В широком смысле – это общественное бытие. На соотношении объективных и субъективных факторов возникает очень сложная проблема – проблема свободы и необходимости.

Человек обладает свободой воли, свободой выбора действий. Каков диапазон этой свободы? Регулируется ли свободы воли человека? Если да, то что выступает регулятором нашей свободы воли? С точки зрения материализма регуляторов выступает общественное бытие в его многообразных конкретно-исторических проявлениях. Общество есть саморегулирующаяся система. Общество воспроизводит свою систему не полностью, а в измененном виде. Приведем пример. Ежегодно в обществе появляются на свет сотни миллионов детей. Кем они будут? Подрастая, каждый мечтает кем-то стать. У каждого появляется диапазон выбора. Нельзя предсказать, кем станет каждый. Но, однако, из появившихся на свет детей определенное количество будет инженерами, врачами, фермерами, бизнесменами, танцорами, политическим деятелями, генералами, солдатами, производителями наркотиков, законопослушными, преступниками и т.д. Общество с долей изменения воспроизведет в огромных цифрах все имеющиеся виды деятельности. В новых обстоятельствах появятся новые виды деятельности. Например, двадцатый век породил деятельность по освоению космоса. Потребность обусловила появление космонавтов и тех, кто их готовит к полету, и тех, кто готовит космические корабли. Следовательно, проблема свободы и необходимости может быть понята только с учетом соотношения потребностей общества и только через анализ больших чисел.