logo search
Практикум по философии

Философия марксизма

Философия марксизма создана Марксом (1818-1883) и Энгельсом (1820-1895).

В области философии Маркс разработал материалистическое понимание истории – исторический материализм.

Фундаментальная философская идея Маркса состоит в том, что практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств жизни и самих себя. Практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в “чистом мышлении”, а в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано другими людьми, то есть различные предметы. Все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. В исторической практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума.

Маркс и Энгельс сформулировали положение: в обществе следует выделять общественное бытие и общественное сознание. Главным в общественном бытии является способ производства. Занимаясь производством, человек сам создает условия своего существования: материальные условия жизни, характер отношений с другими людьми, способы усвоения и передачи накопленного опыта. Все это составляет реальный образ жизни людей или их общественное бытие. Способ производства состоит из двух подсистем – производительных сил и производственных отношений. Производительные силы (средства труда, предмет труда, люди, включенные в сферу производства) выражают технологический способ производства. Технология производства прошла длительный путь эволюции от каменных орудий до современного производства. Уровень развития производительных сил выражается в производительности труда, в степени покорения природы. Производственные отношения (отношения по поводу собственности, распределения, потребления) выражают социально-экономический способ объединения людей. Уровень развития производственных отношений выражается в степени заинтересованности людей в производстве, в диапазоне экономических, материальных стимулов производства. Маркс сформулировал закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил. “В общественном производстве своей жизни, – писал Маркс, – люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

Итак, Маркс значительно расширил и развил сферу действия главного положения материализма. Материализм был распространен на область общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т.д.

Открытие зависимости сознания людей от бытия, практической деятельности и ее главного вида – материального производства, позволило Марксу коренным образом переосмыслить значение и роль духовной деятельности (в том числе и философской) в историческом процессе. Идеи не могут служить источниками и причинами исторических изменений в реальности. Всякое мировоззрение, в том числе и философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь, изменяющуюся по собственным, лишь частично доступным и понятным людям законам.

Маркс создал концепцию формационного развития обществ. Формация – это социально-экономический тип общества, выражающий ступень в его развитии. Маркс выделил несколько ведущих типов организации общества – общественных форм, или формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в перспективе – коммунистическая. Поскольку в практической жизни наиболее фундаментальным, существенным уровнем является уровень производства жизни, основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства.

Анализ исторических типов общества был дополнен важными выводами о внутренней организации общества. Материальное производство определяет основные структуры больших групп людей, находящихся в различном отношении к предметам, средствам и результатам труда, – классы. Тип собственности создает социальную структуру отношений и общения между разными группами людей – “гражданское общество”. Эта структура упорядочивается и управляется внешней, отчужденной от нее силой – государством. Порядок жизни, задаваемый основными отношениями “гражданского общества” и поддерживаемый государством, отображается и закрепляется в политических, правовых, религиозных, моральных, философских представлениях, обычаях, законах и установках.

Объединяясь друг с другом, контактируя и обмениваясь деятельностью и ее результатами, люди постоянно создают, изменяют свои общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения становятся недостаточными и мешающими главным целям производства, люди их изменяют, создают новые. Изменение основных условий жизни, и прежде всего производственной деятельности, соответственно, приводит к изменению самих людей. Самоизменение людей в ходе истории становится основой теоретического решения Марксом проблемы человека и его освобождения.

Маркс ввел в оборот понятия «базис» и «надстройка». Базис – это экономический строй общества. Надстройка – политический строй общества и духовная жизнь (или общественное сознание). Базис является определяющим по отношению к надстройке.

Реально жившие и живущие люди бесконечно многообразны. Многообразие это, однако, не исключает возможности усмотреть определенные типы сходства людей, их общности в соответствии с выделяемыми Марксом социальными параметрами. Во-первых, принадлежность “эмпирического индивида” к определенной сфере деятельности с фиксированными традициями, порядками, нормами общения и т.д., то есть к социальному типу разделения труда. Наиболее глубинной общеисторической формой разделения труда является деление на труд умственный и физический. Существует также глобально-историческое различие между промышленным и сельскохозяйственным трудом и множество различий уже более профессионального характера. Разделение труда означает наличие обмена результатами деятельности и исторически возникает вместе с возникновением частной собственности. Во-вторых, люди занимают также фиксированное социальное место в группах – классах, разделениях по наличию или отсутствию собственности. Принадлежность к определенному классу – также вид объективного объединения, общности людей. Классовые характеристики индивидов пронизывают и их личные черты (образ жизни). Они усредняют, типизируют индивидов и их отношения между собой. Люди подчинены своим классам, но это подчинение носит не индивидуально-единичный, а усредненный характер. Классовый индивид – средний индивид, поскольку условия жизни класса фиксированы и вырабатывают определенные личностные свойства. В-третьих, люди подчинены национально-культурным условиям. Место их жизни с преобладанием определенных занятий, обмена, национальные традиции, среди которых наиболее важен язык, нравы, культурные ценности, – все это определяет, ограничивает индивидов. Все это дало Марксу основание сформулировать тезис о сущности человека: сущность человека есть тот ансамбль всех тех общественных отношений, в которые вступает реальный индивид через свою совокупную деятельность.