logo search
Практикум по философии

Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860 гг.), один из первых представителей «философии жизни».

В своей основной работе “Мир как воля и представление” (1818 г.) Шопенгауэр сформулировал свое кредо.

Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть “воля”. Волю надо понимать широко – не как качество человеческой души, а как “порыв”, существующий в природе и в обществе. Например, в мире животных есть “порыв” – стремление к сохранению жизни. В физическом мире есть “притяжение”, тяготение, магнетизм. В обществе существует воля государств, рас, народов и отдельных людей. Воля “разлита” в природе и обществе. Но эта воля “слепа”, она не имеет разумной цели, она иррациональна. «Воля, - пишет Шопенгауэр, - сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, - такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни». Воля порождает все явления и процессы в мире, но она безосновна и беспричинна. Она (воля) выступает как бесцельная потребность выжить, сохраниться. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д. Если основа мира – “воля” – неразумна, то и мир, по сути дела, – неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир исходя из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последнее становится большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии мы пытаемся победить время, признавая бессмертие души. Но это – иллюзия. Пространство враждебно человеку, оно разделяет людей. Причинность отбрасывает людей к разным состояниям жизни (к богатству и бедности, здоровью и болезни и т.д.).

В целом жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир – это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе “волю к жизни”, устранив аффекты, вызванные “волей”. Человек может придать своей жизни смысл – он в избавлении от “воли к жизни”. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию бессмысленности мира, к стремлению к покою, к “нирване”. Разделяя такую идею, Шопенгауэр приходит к “пессимизму”, к характеристике человека как существа, живущего не по законам общества и морального прогресса, к отрицанию возможности познать мир (так как у воли, разлитой в мире, нет законов), к отрицанию возможности построения счастливого и разумного государства. Он сторонник полицейского государства. Государство способствует искоренению вредных привычек человека.

Эти идеи А. Шопенгауэра получили развитие в философии экзистенциализма, “философии жизни” и других течениях.

Ницше

Фридрих Ницше (1844 – 1900), представитель иррационализма и один из основателей философии жизни.

Центральная проблема во всех его сочинениях – проблема воли. Мир, утверждал Ницше, – это вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. Мир – это наша жизнь. Другого мира нет. В мире действует слепая воля, но эта “воля к жизни” на человеческом уровне выглядит как “воля к власти”. Проявлением “воли к власти” надо считать тягу к самоутверждению в формах искусствах, морали, религии и науки. “Воля к власти” – движущая сила человеческой культуры. Человек воплощает в себе “волю к власти”. Он выделяется из мира животных, создавая мораль, религию, стремясь к истине, но в этом и кроется величайшая ошибка. Истины нет. Познание всегда не более чем истолкование фактов. Факты можно толковать как вздумается. Человек “истолковывает” мир, в котором он живет, создавая свой “маленький мир”. Это мир иллюзий, мир, где проявляется воля человека к власти.

В работах “Так говорил Заратустра”, “Воля к власти”, “Человеческое, слишком человеческое” Ницше дает оригинальное понимание человеческой морали. Мораль предельно относительна. Истин морали нет. Но у моральных действий (поступков) есть критерий. Критерий действия или “практической морали” – степень приближения человека к власти. Никакой “морали для всех” не существует. То, что морально (справедливо, хорошо, полезно) для одних, не морально для других. Раньше, до Сократа, мораль отражала интересы сильных, умных, богатых, благородных людей. Сократ был “первым декадентом” в философии, человеком, который пытался найти “общую” мораль – правила нравственности, которых должны придерживаться все люди без исключения. Но главным искажением морали стало христианское учение, которое восторжествовало в европейской культуре. Христианская мораль стала “суммой условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека”, – писал Ницше. Христианская мораль перевернула истинные идеалы людей в целях сохранения стадного большинства, убогого и физически, и умственно. Она провозгласила добром смирение, нищету духа, аскетизм тела. Эта стадная мораль даже не может быть критически осмыслена, так как она провозглашена Богом, а догматы – не обсуждаются, но используются. Есть две морали, утверждал Ницше, - мораль рабов и мораль господ.

Ницше считал, что сложившиеся ценности европейской культуры следует переоценивать. «Переоценка ценностей – это моя формула для акта наивысшего самосознания человечества», - писал Ницше. Способность к переоценке ценностей – свойство великого человека, признак творчества и воли в человеке. В мире, предрекал Ницше, скоро появится новая порода людей – “сверхчеловек”.

“Сверхчеловек” – это не герой и не выдающийся человек (как Бетховен, Наполеон, Шопенгауэр, Гёте и др.). Это новая порода людей, которой еще нет в мире. Кстати сказать, “сверхчеловек” не появляется из какой-либо определенной нации, он – плод развития всего человечества (прежде всего, европейцев). Эта новая каста “сверхлюдей” преобразует будущую культуру и мораль человечества. Они дадут народам новые мифы взамен старых. Они не будут иметь иллюзий старой морали и культуры. Справедливость для них будет в неравенстве. Никаких общих законов в морали (и других) для слабых и сильных не будет.

Истинная справедливость есть функция силы и власти и должна служить “сильным” людям. Для “слабых” высшая справедливость – это погибнуть и освободить место для нового поколения “сверхлюдей”.

Ницше внес вклад в разработку теории искусства. Есть два типа искусства, утверждал он: «дионисийское» и «аполлоновское». «Дионисийское» искусство – буйное, трагическое. Здесь прежде всего играют необузданные страсти. «Аполлоновское» искусство – созерцательное, спокойное. Здесь интеллект владычествует над страстями.