logo search
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Место человека в истории философии

В античной философии сложился образ космоцентричного человека, живущего вещами и существующего для космоса физических тел. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри вещи и приводящее вещь в движение. Поэтому душой обладают и человек, и животное, и растение. Для грека человек мыслит всем телом, а, следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, метать диск, стрелять из лука, бороться.

В эпоху Нового времени эта идея была развита Р. Декартом и выражена в афоризме «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Картезианский дуализм души и тела надолго определил характер развития новоевропейской философии, когда тело рассматривалось как автомат, а душа отождествлялась с сознанием. Французский материалист XVIII в. Ж. Ламетри утверждает, что «человек – это машина», а З. Фрейд считает человека сексуальной машиной.

Средневековый образ человека теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Это подлинно духовный мир. Земной мир – лишь момент движения человека к Богу. Заботиться нужно лишь о спасении души, в том числе и при помощи ущемления тела. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению Божественной воли во всех событиях в мире. Человек не может самостоятельно добыть знание, оно открывается ему в откровении. Не может он и преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой души. Человек отрывается от него. Человек верит в себя. Главная сфера человеческой деятельности – познание. Главный метод – рефлексия. Миром управляют разумные законы, соответствующие человеческому разуму. Человек есть предметное существо, он всегда имеет дело с предметами и предметным способом. Будучи предметным существом, он не сводится к мышлению и сознанию. Это лишь одна из способностей целостного человека. Элементарной клеточкой целостного человека является противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека в свойства предмета. Распредмечивание – превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека. Опредмечивание и распредмечивание взаимосвязаны друг с другом и друг в друга переходят. В качестве предметного существа человек – природное существо, живой чувственный предмет, предметным образом относящийся к предметному миру, обладающий природными силами и являющийся страдающим существом, предметом проявления сил других предметов. Предметность есть единственная форма существования жизни. Непредметное существо – недействительное, нечувственное, только мыслимое, только воображаемое, продукт абстракции. Человек, однако, не только природное, но и общественное предметное существо, живущее в собственно человеческом, общественно-предметном мире. Последний создается человеком, формирует человека, социализирует его. Поэтому человек культурно ориентирован. Человек реализует себя не только потому, что для него свойственна нераздельность тела и духа, но и потому, что не только человек – момент движения общественной системы, но и общество – момент движения человека. Человек делает свою жизнь предметом. Поскольку его собственная жизнь является для него предметом, его деятельность является свободной деятельностью. Он достигает высшей формы деятельности – самодеятельности. В силу этого сознательная жизнедеятельность существенно отличает человека от животной жизнедеятельности.

Все перечисленные концепции верны, но лишь при условии, если рассматривать каждую из них как парадигму, системно фиксирующую в человеке всего лишь одну из его сущностных сил, конкретных сторон и граней человеческого универсума.

Таким образом, за 2,5 тысячелетия история философии наделила человека множеством разнообразных эпитетов, характеризующих сущность человека:

Причину такого разнообразия мнений следует искать, прежде всего, в природе самого человека. Важнейшим здесь является вопрос о происхождении человека, задающий определенную направленность всем дальнейшим рассуждениям о человеке. Но и в этом вопросе нет определенности и однозначности. Все сложившиеся теории условно можно свести к двум основным концепциям.

Первая концепция характеризуется тем, что исходит из естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт естественной эволюции неживого, а потом и живого вещества.

Самая древняя из этих теорий – теория самозарождения человека. К ней относятся древние верования, что человек происходит из природы (от священного растения или животного – анимизм, тотемизм и др.) Согласно Анаксимандру человек происходит из ила.

Однако центром этой концепции является эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882), опубликованное в 1859 г. в работе «О происхождении видов». Эта теория стала основой естественнонаучного истолкования происхождения человека со второй половины ХIХ в. Согласно этой концепции человек произошел от высокоразвитых предков современных обезьян. Процесс превращения животных (гоминид) в людей был длительным и занял 3-3,5 млн. лет. Этому процессу предшествовал длительный этап становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Это две неразрывные стороны одного процесса – антропосоциогенеза. Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла трудовая гипотеза, описанная Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где подробно изложены основные элементы становления человека и человечества.

Следует отметить, что среди сторонников «естественного» подхода помимо теории земного происхождения человека (социал-дарвинизм), существует также теория космического происхождения, которая получает периодические всплески в связи с новыми исследованиями космоса. Она носит название «панспермии».

Вторая концепция выводит человека из сверхприродного начала, рассматривая его как результат творения Бога или Космического Разума. Теория религиозного происхождения человека носит названием «креационизм» – это религиозный миф о сотворении человека, согласно которому человек – это вершина творения Божия, созданный по образу и подобию Божьему.

Таким образом, по мере накопления и развития знаний о природе, окружающей человека, возрастал его интерес к самому себе. Наряду с онтологией, гносеологией, этикой, эстетикой и другими разделами философии постепенно формировалась область знаний о человеке, где он не только анализировался со всех сторон, но и рассматривался в его взаимосвязях с общественными, природными и космическими процессами.