6.4. Типы культуры
Типология культур зависит от основания, предложенного философами и теоретиками культуры. Возможна хронологическая типология. Это связано с тем, что культура исторична и всегда результат творения человека в прошлом и современности. Следует выделять традиционную культуру и культуру современного общества. В традиционной культуре мир рассматривается как целостность, труд определяются идеей и делами бога или богов, святых, и других сакральных явлений. Человеческое рассматривается как завершающее дело Создателя или других демиургов, огромную роль играет мифологическая картина мира. В культуре современного общества можно говорить о материальной и духовной культуре, развивающей ценности современности: демократию, образование, науки, искусства, рынок, трудовую этику, самодисциплину. Содержание культуры современного общества определяется углублением гуманистических основ существования человека. Движение культуры традиционного общества к культуре современной цивилизации связано с процессом модернизации. Разные народы по-разному проходят путь к цивилизации, управляющей научно-техническим прогрессом, ростом знаний, благосостояния и свобод граждан, но все связаны с культурой прошлого и современности.
Философы культуры различают народные, национальные, общенациональные и мировые культуры. По артефактам и творческим актам народов, наций, сообществ этносов, человечества в целом различают культурную деятельность субъекта и движение уникальных и общечеловеческих ценностей в обществе. Во-первых, различают реликтовые элементы прошлых культур, которые существуют в современном обществе и оказывают заметное влияние на его развитие (мифы и др.). Второй культурный слой составляют программы общения, деятельности и поведения, регуляторы современной общественной жизни. Их ценность определенно в воспроизводстве существующих форм общественной жизни, общения, деятельности и поведения людей. Третий слой культуры постоянно ориентирован будущим – это образцы программ будущего общения и деятельности. Как указывает В.С. Степин, чем динамичнее общество, тем большую ценность обретает культурное творчество, обращенное к будущему, вырабатываемые в науке теоретические знания, вызывающие переворот в технике и технологии последующих эпох, идеалы будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией, новые нравственные принципы, разрабатываемые в сфере философско-этических учений и часто опережающие свой век.
Культуры реализуются исторически, опираясь на могучий потенциал материальных и духовных ценностей, выработанных в прошлом и современности. Тип культуры – категория, выделяющая по признаку единства наиболее общие и отличительные черты совокупности культур. Наиболее влиятельные в жизни человечества культурные типы – восточная и западная. Самостоятельным типом культуры является маргинальный (пограничный или промежуточный). Философы культуры склоняются к характеристике российской культуры как маргинальной.
Рассмотрим восточный культурный тип. Особенно влиятельна в нем религиозная духовная основа. Философы культуры полагают восточный культурный тип как осваивающий ценности на основе религиозно-философских традиций мистико-духовного эзотеризма Востока (индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм и другие религии). Характерные особенности этого типа культур: 1) созерцательно ориентированные культуры, исповедующие «недеяние»; 2) их рациональность основана на господстве веры и коллективном отношении к миру; 3) они используют коллективный способ передачи ценностей и норм культуры.
Разновидности восточных культур: дальневосточно-конфуцианская (основана на религиозных ценностях и практике конфуцианства и даосизма), арабо-исламская (основана на религиозных ценностях и практике мусульман), индо-буддийская (основана на религиозных ценностях и практике буддизма).
Западный культурный тип исторически более современен и характеризуется практицизмом, большей рационалистичностью, чем ранее возникший восточный культурный тип. Философы культуры обращают внимание на особенности научного, технологического, мировоззренческого развития культур на Западе. Характерные особенности этого типа культур: 1) практическая ориентация культур; 2) их рациональность основана на объективном познании мира и власти права; 3) они используют личностный способ передачи ценностей и норм культуры.
Разновидности западных культур: европейско-христианская (основана на религиозных ценностях и практике христианства), американская (основана на ценностях и практики общественного и индивидуального успеха, связанная с религией и практикой протестантизма).
Западный культурный тип отражает специфику общественной жизни Европы и связанных с ней цивилизаций. Основа западного культурного типа в большей степени рациональна, чем на Востоке. Преобладание рациональности и демократии становятся источником ускоренного социального развития, прогресса техники и технологии западной цивилизации.
Ценности Восточной и Западной цивилизаций совпадают, а вот способы их освоения разные. Цивилизация есть стадия в развитии человечества, когда собственно социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество начинает развиваться и функционировать на собственной духовной и материальной основе. Цивилизации мирового процесса включают культуры традиционного общества (простая социальная структура, господство натурального хозяйства, инертность в вопросах веры, обычаях неграмотного населения, превалирование неграмотности), индустриального общества (установление господства над природой, преобладание машинной технологии, усложнение структуры общества и отчетливое проявление культуры элиты и культуры большинства, рост образованности), постиндустриального общества (интеллектуализация производства, создание новых информационных технологий, изменение социальной структуры общества и формирование социальной группы образованной общественности-производителей нового знания, развитие производства услуг).
Процесс быстрых изменений в обществе и достижение более высокого культурного уровня связан с процессом модернизации, широко вовлекающим современные народы мира. Модернизация в современном мире – заметный фактор единства и многообразия мирового культурного процесса.
Философы культуры показали позитивные и негативные стороны продуктивных цивилизаций. Они указывают на возможность синтеза культур в мировой культуре. Понятие мировой цивилизации занимает особое место в философии культуры и охватывает все известные цивилизации прошлого и современности. Для примера сошлемся на труды философов, использующих научные факты и методы в изучении культуры. Известный философ И. Валлерстайн (США) разрабатывает мир-системный подход, благодаря которому современная цивилизация рассматривается в системе взаимодействий между различными социальными субъектами планеты. Наиболее общая характеристика мировой цивилизации включает окультуренную природу, средства культурного изменения природы, общественные отношения, обеспечивающие культурное существование и человека, усвоившего культуру. Поэтому цивилизация есть социокультурное образование и продолжение культуры.
Критерием развития общества в мировой цивилизации является культура. В целом, мировая цивилизация есть человечество, развивающее свободы, знания, духовные и материальные блага, а культура является неотъемлемым и совершенным достижением цивилизации. Причем единство культуры формируется в самой реальной жизни, сближением культурного пространства и времени.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек